Aвиaкoмпaния «Aэрoфлoт» в пятый рaз зa гoд с нeбoльшим увeличилa тaк нaзывaeмый тoпливный сбoр нa свoиx внутрeнниx мaршрутax. Этo привeдeт к пoвышeнию цeн нa 235 рублeй зa кaждый пoлeтный сeгмeнт в экoнoмклaссe и 470 в бизнeс-клaссe — кaк для oбычныx билeтoв зa дeньги, тaк и для прeмиaльныx билeтoв «Aэрoфлoт Бoнусa». Крoмe тoгo, увeличeн ввeдeнный нeдaвнo сбoр нa мaршрутax в стрaны бывшeгo СССР и дoпoлнитeльнo в пoлтoрa рaзa вздут сбoр в прeмиaльнoм экoнoмклaссe, сooбщaeт сoб.кoрр. Travel.ru.
Пoвышeния дeйствуют для билeтoв нa рeйсы сaмoгo «Aэрoфлoтa» и eгo дoчeрниx кoмпaний «Россия» и «Аврора» с вылетом с 1 июля. На внутренних маршрутах в экономклассе сбор возрос со 2465 до 2700 рублей за каждый полетный сегмент дополнительно к основному тарифу и прочим сборам (на линии Москва — Якутск — с 3965 до 4200). Для полета туда-обратно или для полета в одну сторону внутри России с пересадкой сбор увеличится с 4930 до 5400 рублей. На пересадочном полете туда-обратно сбор увеличится с 9860 до 10800 рублей. Увеличенный сбор будет взиматься и с международных билетов, в которых есть внутрироссийский полетный сегмент.
На маршрутах, где в экономклассе действует фиксированный тариф, этого сбора нет при оплате деньгами, но он присутствует в полном размере для премиальных билетов «Аэрофлот Бонуса» на линиях в Калининград и Симферополь. В бизнес-классе сборы вдвое выше. После повышения они достигнут 5400 рублей в одну сторону, 10800 туда-обратно или в одну сторону с пересадкой и 21600 рублей в случае полета туда-обратно с пересадкой.
На линиях в страны бывшего СССР (кроме Прибалтики) топливного сбора еще полгода назад не существовало. Теперь «Аэрофлот» повышает его с 15 до 20 евро за каждый полетный сегмент. В премиальном экономклассе (он именуется «Комфорт» и присутствует в самолетах Boeing 777 и Airbus A350) сбор для продаж с 27 июня на вылеты с 1 июля будет увеличен в полтора раза.
«Размер топливного сбора приведен в соответствие с затратами на топливо из расчета на одного пассажира в зависимости от класса обслуживания. Кресла в классе комфорт занимают больше места (по весу и расстоянию между рядами) в салоне самолета, чем в классе эконом. Таким образом, при равных общих затратах топлива на каждого пассажира, удельные расходы на одного человека, летящего в классе Комфорт больше, чем на пассажира класса Эконом», — заявили по этому поводу в «Аэрофлоте». Аналогичная аргументация послужила в свое время объяснением двукратного повышения сборов в бизнес-классе. Такое практикуют и отдельные зарубежные перевозчики — например, British Airways.
Напомним, что «Аэрофлот» повышает свои так называемые топливные сборы уже пятый раз всего за 15 месяцев. В общей сложности их величина на внутренних линиях увеличена на 80% от уровня первого квартала 2018 года.
Как известно, этот сбор уже давно не имеет ни малейшего отношения к величине топливной составляющей в стоимости билета и существует с чисто коммерческими целями. В частности, применение так называемого «топливного сбора» позволяет авиакомпаниям резко снижать выгодность программ для часто летающих пассажиров, уменьшать детские и иные скидки, минимизировать комиссионные агентам, а также рекламировать формально низкие тарифы, не имеющие ничего общего с реальной ценой билета.
Часть этих практик давно запрещена в ряде иностранных государств, а некоторые азиатские страны прямо регламентируют возможность взимать топливные сборы исключительно в зависимости от текущих нефтяных цен. Однако российские авиавласти закрывают на все это глаза и по обыкновению устраняются от защиты прав пассажиров.
В частности, тот же «Аэрофлот» ни разу не уменьшал так называемый «топливный сбор» по случаю снижения нефтяных цен. Сейчас эти сборы гораздо выше, чем были в период сверхвысоких цен на топливо несколько лет назад. Несколько лет назад «Аэрофлот» (как и некоторые другие российские авиакомпании) прекратили возвращать «топливный сбор» при сдаче невозвратного билета, фактически расписавшись в том, что он не имеет никакого отношения к расходам на авиатопливо и является просто скрытой частью тарифа и способом обесценить мили «Аэрофлот Бонуса».
В результате этого нового повышения, которое «Аэрофлот» снова ничем не объяснил, уже в пятый раз всего за год с небольшим серьезно снизилась привлекательность программы лояльности «Аэрофлот Бонус». Теперь премиальный билет туда-обратно по подавляющему большинству прямых внутрироссийских маршрутов потребует уплаты, помимо мильной стоимости, еще около 6000-6500 рублей различных сборов в экономклассе и около 11000-11500 в бизнес-классе. Стыковочные внутренние маршруты обойдутся вдвое дороже. Премиальный билет туда-обратно из Москвы в Европу или на Ближний Восток (или из Санкт-Петербурга за рубеж рейсами «России») после годичной давности повышения сборов требует доплаты около 9-11 тысяч рублей в эконом-классе и около 16-18 тысяч в бизнес-классе, из других городов России в Европу — примерно 15-20 тысяч в экономклассе и 27-33 тысяч в бизнес-классе. Пассажирам, оформляющим премиальный билет туда-обратно из Москвы по дальним маршрутам, придется выложить, помимо солидного количества миль, еще примерно 15-20 тысяч в экономклассе и около 30-35 тысяч в бизнес-классе, стыковочные дальние перелеты стоят еще дороже.
Иными словами, в очень многих случаях премиальные билеты станут еще более бессмысленными, чем до сих пор. Зачастую денежная стоимость обычных билетов будет лишь незначительно выше сборов по «премиальным» билетам — только последние потребуют траты еще и миль. Кроме того, вновь сократилась реальная скидка по детским билетам. Обычные билеты за деньги также почти во всех случаях стали дороже.