За пазухой у Девы Марии

Кaнтoн Тичинo считaeтся oдним с лучшиx мeст интересах xaйкингa в Швeйцaрии; чтoбы убeдиться в этoм, пишущий эти строки бeрeм гидa и oтпрaвляeмся в дoлину Вeрцaскa. Eщe в XIX вeкe oнa кaзaлaсь сущим кoшмaрoм — слишкoм гoристaя чтобы тoгo, чтoбы зaнимaться сeльским xoзяйствoм, слишкoм кaмeнистaя, чтoбы чувствoвaть сeбя в бeзoпaснoсти рядом мaлeйшeм дунoвeнии вeтрa.


Нa всe лeтo обитатели долины уходили в третий полюс, чтобы пасти затем коз. Из их шерсти делали себя одежду. Питались сыром и макаронами с каштановой муки. Доходы пекли в большой печи дружно на всю деревню — каста традиция кое-идеже сохранилась до этих пор. Больше прочих почитали святую Марию, уверенные в ее доброте, все чаще страдали через немилости небес, чем наслаждались их благосклонностью. Только зато вокруг была будь здоров — такая красота, которую не суметь купить или спустить, но за которую безграмотный жалко отдать живот: изумрудные воды реки Верцаска, ее причудливые усыпанные камнями берега, и махом за ними — тягучий лес… Эмигранты, уезжавшие с долины на поиски работы и добиравшиеся, когда хватало куража, хотя (бы) до Австралии, однако равно потом возвращались ко дворам. И строили «палаццо» — под своей смоковницей, непохожие на обычные местные хижины, сложенные с кусков гранита.

Узенькие, ровно исхудавшие за долгую зиму, без дальних разговоров эти палаццо выглядят живей трогательно, чем монументально, однако тогда наверняка казались своим хозяевам пределом роскоши.

Отечественный хайкинг начинается в Сононьо, несравнимо мы приезжаем держи автобусе из Тенеро объединение единственной здешней дороге, существующей никак не так давно. Накануне этого передвигаться по части долине можно было в какой-нибудь месяц пешком или в лошадях. Перед тем что отправиться в путь, покупаем колбасу и лимончино для того пикника.


Потом заглядываем в кооператив под вывеской Artigianato, идеже представлен локальный мастерство, в основном шерстяной (безвыездно делают вручную народонаселение долины), — выходим около впечатлением: вкус у них девственный. У кого только научились? Способный, что у реки. У Боровой опушки. У водопадов.

Оставив петушком Сононьо, берем тариф на Фраско, медленно поспевая за нашим гидом. Швейцарцы обожают хайкинг, привыкают к нему с детства. Про них это тактика расслабления. Держат в шкафу исполненный комплект одежды угоду кому) длительных прогулок, палатку и мини-гриль. Человеку, живущему в московском режиме, сие поначалу кажется странным. По образу это — просто грести по дороге с одной деревни в другую? С какой-никакой целью? «В Брионе да мы с тобой увидим церковь с фресками XIV века, нарисованными учениками Джотто», — говорит отечественный гид Регула, и твоя милость как бы успокаиваешься. Твоя милость идешь не изо ниоткуда в никуда, твоя милость идешь смотреть фрески школы Джотто.

И во ты спускаешься к реке, переходишь бюгель, взбегаешь наверх объединение ступенькам, пропускаешь немецких хайкеров, которые галантно говорят тебе «Гутен таг», крутишь головой числом сторонам — и через какое-в таком случае время совсем забываешь оборона фрески. Это из чего следует, что магия хайкинга начинает работать.


Но про обед забывать нельзя! Распаковываем колбасу в небольшом заброшенном поселке около Джерры, состоящем с нескольких каменных домов, идеже в былые времена население долины ночевали в обнимку с козами. «Гранитовый стол, за которым наш брат едим, стоит 5000 франков, — говорит Регула. — Положить из гранитных черепков крышу — вновь дороже». Местные устои не забыты совершенно, и сейчас, когда в долину пришло богатство, многие стараются не утратить наследие своих отцов. В Брионе хотя (бы) есть свое выработка гранита, правда, в последнее момент у него появился всесильный конкурент — Тайвань. И фрески, под стать, там замечательные — в церкви Santa Maria Assunta.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.