«Кoгдa прoбилo сeмь чaсoв, рaзнoликaя путeшeствующaя публикa Нью-Йoркa, скoпившaяся в нeскoлькиx тoчкax oт Сити-xoллa дo пeрeсeчeния Брoдвeя и 145-й улицы, кaк пo мaнoвeнию вoлшeбнoй пaлoчки, исчeзлa с лицa зeмли», — сooбщaлa гaзeтa «Нью-Йoрк тaймс», oписывaя нa слeдующee утрo сoбытиe, прoизoшeдшee вeчeрoм 27 oктября 1904 гoдa. В тoт вeчeр, кoтoрый нaвсeгдa измeнил практика гoрoдa нa Гудзoнe, с нью-йoркскиx улиц прoпaли 150 тысяч чeлoвeк! Нo, пo зaкoнaм физики, eсли гдe чeгo-тo убылo, тo в другoм мeстe стoлькo жe и прибылo. Прибыли сии 150 тысяч ктo кудa, нo нeпрeмeннo нa oдну с 28 нoвeнькиx стaнций нью-йoркскoй пoдзeмки, кoтoрoй нынчe испoлнилoсь стo лeт.
Всe стaнции были рaзнoцвeтными: oднa oтдeлaнa зeлeным кaфeлeм, другaя — гoлубым, трeтья — жeлтым, чeтвeртaя — бeлo-гoлубым и тaк дaлee. Рaсцвeтили иx, oднaкo, нe стoлькo пользу кого крaсoты, скoлькo с сooбрaжeний сугубo прaктичeскиx: чтoбы пaссaжир, прoглядeв нaзвaниe стaнции alias пропустив мимо ушей сообщение кондуктора, мог от нехрен дела узнать ее согласно цветовой гамме. Ныне станций 468 (сообразно их числу нью-йоркская подземок держит первое расположение в мире), и на безвыездно цветовой гаммы малограмотный хватает. А если и хватило бы, быть таком количестве всё-таки равно не запомнишь, который цвет какой станции соответствует.
В оный самый первый куртаг подземки (кстати, сие ее совершенно официальное заглавие — subway) произошли три перипетии, которые с тех пор повторяются наново и снова. «Нью-Йорк таймс» параллельно поняла их значимость и на ране 28 октября сообщила, как будто накануне некий Ф.Б.Шипли стал первым мужчиной, какой-нибудь уступил место женщине. Клеймящий по тому, что же газета обратила заинтересованность на этот рыцарский жест и даже донесла после своих читателей фамилия джентльмена из Филадельфии, его свершение не носил массового характера инда в те, более романтические Век Петра. Не носит и без дальних разговоров, но у филадельфийца Шипли, стоило бы признать, есть последователи.
Во-вторых событие связано с Генри Барретом, проживавшим в томишко далеком 1904 году в доме 348 после 48-й западной улице Манхэттена. Чрез три минуты впоследств того, как помеченный житель главного района Нью-Йорка вошел получи станцию, он, к своему удивлению, обнаружил, словно из его галстука вытащили бриллиантовую булавку в виде подковки. С-за пропажи Баррет, (само собой) разумеется, расстроился, но нелишне признать, что, отнюдь не стань он первой жертвой ограбления в нью-йоркской подземке, навряд ли ли история сохранила бы его наименование, да еще и с адресом впридачу. В нынешние век писать о тех, у кого получай какой-то станции иначе в поезде что-так там стянули, безлюдный (=малолюдный) принято: места в газетах никак не хватит.
Ну а третьим событием, о котором поведала «Нью-Йорк таймс» сто планирование назад, стало простой на одну с 28 станций стрела-поезда из-после неисправности тормоза. К сожалению, поезда опаздывают и ровно по сей день и, кое-что хуже, застревают, правда и редко, прямо в туннеле вдоль причинам, пассажирам неведомым, а из-за этого особенно неприятным. Во вкусе-то под Бруклином (до сих пор один из пяти районов Нью-Йорка) кукушка, в котором я ехал, простоял почти что час, а в московских туннелях вереница дольше, чем держи 15 минут (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб безлюдный (=малолюдный) сглазить) пока ни разу далеко не застревал.
«Нью-Йорк таймс» через 28 октября 1904 годы привела и провидческие словоблудие пассажира, имя которого газетчик не удосужился испить: «Помяните мое изречение, подземка обернется бумом в (видах газетного бизнеса. Нет-нет да и едешь в поезде, воззриться совершенно не для что, кроме ни дать ни взять на пассажиров, а сие быстро надоедает». В туннеле почти Бруклином газеты у меня, к сожалению, с на лицо не было.
Хотя вернемся на Водан абзац назад, идеже упомянут экспресс-товарняк, какие совершенно неважный (=маловажный) ведомы пассажирам нашего метрополитена. Создатели нью-йоркской подземки сделали ее маловыгодный о двух путях, что наши линии (одни поезда — «тама», другие — «вспять»), а о четырех. Банан пути — для составов, которые делают остановки возьми каждой станции, двушник — для экспрессов с минимальным счетом остановок и соответственно со средней скоростью под вдвое большей, нежели у «медленных» поездов. Сие удивительно удобно, добро бы по незнанию разрешено, конечно, перепутать поезда и оставить позади мимо нужной станции. Да для этого нужно как собака постараться: у экспрессов близкие собственные платформы.
«Вовне всяких сомнений, у Нью-Йорка ноне самая совершенная и самая современная теория быстрого транспорта, какой-либо нет больше нигде в мире. И сие благодаря тому, будто планировалась она с размахом, а инженеры неважный (=маловажный) были связаны какими-в таком случае соображениями экономии и обладали тем преимуществом, как будто могли учесть попытка Лондона, Будапешта, Парижа и Берлина», — писал в своем номере ото 29 октября 1904 годы журнал «Сайентифик Америкэн». Лондонская подземок, о которой мы рассказывали в номере ради 12-18 сентября прошлого годы, была открыта в 1863 году, подземный дворец Будапешта — в 1896-м, Парижа — в 1900-м, Берлина — в 1902 году. Поэтому журнал счел, а опыт Чикаго и Бостона, идеже подземные магистрали появились соответствующе в 1892 и 1897 годах, принимать во внимание не стоило, я, верно говоря, не знаю.
Первая направленность подземки вместе с поездами и по всем статьям оборудованием обошлась в 75 миллионов долларов. С намерением пересчитать эту сумму для нынешние деньги, нужно снизить минимум на 20: покупательная восприимчивость тогдашнего «Джорджа Вашингтона» была незначительно больше, чем у теперешней двадцатки с портретом президента Эндрю Джэксона. Начав устранять вложенные в нее богатство, подземка возила пассажиров из-за 5 центов. При входе получи станцию нужно было расхватать билетик и отдать его контролеру. В 1920-е годы в целях экономии установили автоматы, которые принимали «никели», (как) будто называют пятицентовые монеты. Такая аванс за вход продержалась задолго. Ant. с 1948 года, другой раз увеличилась сразу в два раза — до одного «дайма» (десятицентовик). А часом в 1953 году сени стал стоить 15 центов, придумали «токены», в области-нашему — жетоны, си как автоматы малограмотный умели принимать значительнее одной монеты, а 15-центовых никак не существует.
Сейчас проход в подземке стоит 2 доллара. Бездна это или два? Если считать за официальному курсу, наше дорога) покажется куда паче доступным. Но зарплаты в США и в России, наподобие известно, немножко небо и земля, и вести пересчет объединение курсу не есть смысл. Будем считать а то. Наш МРОТ — 600 рублей в месяцочек, а вход в метро — фоска (с 1 января МРОТ увеличится поперед 720 рублей, только, надо думать, аюшки? и метро подорожает). Из чего следует, человеку, который живет (скорее прозябает) на оный самый МРОТ, нужно отделать три с лишним часа, с тем чтобы войти в метро. В США минимальная заработная доход — 5,15 доллара в отрезок времени (собираются поднять после 6,65). Значит, ньюйоркцу, какой-либо живет на такую зарплату, нужно попотеть чуть больше 23 минут. И итак, что нью-йоркская подземок в несколько раз меньше московского метро.
Подле этом она несравненно разветвленнее, удобнее (экспрессы), не в такой степени. Ant. более забита в час предел, работает круглосуточно и, сверх того ко всему, возлюбленная честнее. Вернее безлюдный (=малолюдный) она, а вся государственное устройство городского общественного транспорта. Коль скоро в Москве, чтобы дотянуть с работы домой, вас нужно сначала мчаться на метро, а того) еще сесть в сарай или троллейбус, так вы, естественно, платите в двойном размере — за метро и по (по грибы) наземный транспорт. В соответствии с нормой? Противоестественно, скажет обитатель Нью-Йорка. Возлюбленный пересаживается с метро в библиобус бесплатно. Два доллара — сие плата за дорога из любой точки А в любую точку Б, а будете ваша сестра при этом вытаскивать (каштаны из огня) одним транспортным средством неужели несколькими — не не фунт изюма. Честнее? По-моему, честнее.
С нашего метро нью-йоркское отличается до сих пор и тем, что оно проходит капельки неглубоко. «При строительстве подземки было жребий брошен, что станции должны фигурировать как можно ближе к поверхности, — рассказывал Водан из ее создателей Евгений Хетрик читателям журнала «Индепендент» в октябрьском номере из-за 1904 год. — Через старого типа глубоких туннелей, таких, вроде в Лондоне, отказались изо-за неудобств, которые они доставляют жителям английской столицы. Вдоль большей части подземная дорога Нью-Йорка находится перед улицами на глубине в (итоге четырех — пяти футов (1 фут = 30,48 сантиметра. — Прим.ЭП), и однозначно, что спускаться возьми платформу не до морковкина заговенья и не утомительно». А в отдельных случаях идешь по улицам, подо которыми проходят контур метро, можно различить его приглушенный хошимин, который доносится насквозь вентиляционные решетки. Зимою оттуда идет сердечность, поэтому на решетках любят завалиться бездомные.
В подземке дозволяется перекусить и безалкогольно пить, купив в автоматах постоянно, что настоятельно далеко не рекомендуют врачи-диетологи, а не возбраняется и приобщиться к пищи духовной. Нате многих станциях висят знаки «Музычка под Нью-Йорком», а лещадь ними играют музыканты, имеющие сверху то официальное санкционирование властей. На остановке около Рокфеллеровским центром, а именно, струнное трио молодых женщин усладит ваш сведения классической музыкой. Туризм на подземке — вдобавок и неплохой способ обшмонать город, потому ровно многие линии, сверх своему названию, выходят изо-под земли и идут надо улицами.
В подземке только и остается совершить путешествие нет слов времени, правда, один в дни празднования юбилея. Сверху одной из линий пустили вереница 1948 года с соломенными сиденьями, с вентиляторами где бы кондиционеров и рекламными объявлениями тех полет. Пустить поезд 1904 годы не смогли: таких, пусть будет так еще чтобы держи ходу, не осталось.
Метро преобразила город. В первые годы ее девизом было «С Сити-холла по Гарлема за 15 минут». До самого этого от нью-йоркской мэрии предварительно северной оконечности Манхэттена годится. Ant. нельзя было добираться нескончаемо: и расстояние немалое, и уличные пробки появились в Нью-Йорке куда раньше автомобилей. Самочки жители города утверждали, который за то эра, что доедешь с юга для север острова, позволено проделать полпути поперед Филадельфии. Население Нью-Йорка, в начале ХХ века второго в соответствии с численности населения города таблица, составляло без малого 3,5 миллиона член (партии), и большая часть ньюйоркцев сгрудилась для Манхэттене, который давал им работу. Разделыват до работы изо других районов было каверзно и немыслимо долго. Далее шла почти сельская разлюли-малина. Развитие метро связало сии районы с центром и сделало возможным их быстрое поселение.
Кстати, за 100 парение, «как по мановению волшебной палочки, с лица поместья исчезли» в Нью-Йорке сейчас больше 135 миллиардов венец творения, чтобы неусталыми, однако довольными (или полностью наоборот) выйти с одной из станций подземки.