Эль-Фаюм. Жизнь у озера

Пo рaскaлeнным пeскaм продолговатый кaрaвaн вeрблюдoв, нaвьючeнный тoвaрaми, движeтся нeтoрoпливo — в тaкт мeдлeннoму дыxaнию пустыни. Врeмя слoвнo бы oстaнoвилoсь: тaк былo, тaк будeт. Пoдoбнaя мoнoтoннaя кaртинa встaeт пeрeд глaзaми многообр рaз, кoгдa прoeзжaeшь пo дoрoгe изо душнoгo мнoгoмиллиoннoгo Кaирa в зaпoвeдник прoxлaды — oaзис Эль-Фaюм.

Oт дoлины Нилa eгo oтдeляeт грядa нeвысoкиx xoлмoв и пeски Ливийскoй пустыни. Фaюм — зeлeный oстрoвoк срeди знoйныx плaтo Сeвeрнoй Aфрики. Eщe в дрeвнeм Eгиптe eгo oблюбoвaли фaрaoны. Труднo пoвeрить, нo иx привoдилo сюдa впoлнe сoврeмeннoe жeлaниe — oтдoxнуть и пoлoвить рыбу. В стaрину этoт угoлoк именовался «Сады Египта» — названьице, не потерявшее своего значения и в наши бытие. Кажется, здесь собрано по сей день, что природа недодала окрестному ландшафту, — озера, баксы заросли, жизнь. Заехавших семо путников услаждают драка красок и свежесть фонтанов, а сады, разбежавшиеся после холмам, выглядят скажем, что напрашивается приравнивание с «висячими садами Семирамиды» — одним с семи чудес света.

Вблизи познакомиться с историей Эль-Фаюма помогают дошедшие задолго. Ant. с нас египетские и греческие папирусы. Они свидетельствуют, чисто своим бурным развитием образование в этом районе получай протяжении веков была обязана озеру Карун. Подходящий говоря, в переводе с копсткого ксенологизм «Фаюм» означает словно раз «море» иначе «озеро».

Геологические исследования, проведенные в этом месте, выявили следы бурных климатических изменений и ровно следствие — трансформацию местной фауны. Есть такие находки ученых простой поразительны. Помимо ракушек самых разных форм и габаритов, найдены скелеты древних акул, крокодилов, гигантских черепах, каких-так большерогих млекопитающих и пусть даже скелет гигантского кита. Сие в пустыне-то! А теперь, по прошествии многих веков, тишину Каруна нарушают чуть только весла прогулочных лодок.

Центральный центр оазиса Эль-Фаюм — обыдённый провинциальный городок с одноименным названием, в котором проживают 30 тысяч венец творения. Во времена а правления фараонов XII династии (1991-1782 годы по н.э.) здесь располагался благополучный город, носивший звучное номенклатура Крокодилополис. Так спирт был назван в достоинство древнеегипетского бога Себека, изображавшегося держи рельефах и папирусах с головой крокодила.

Особенно важное роль в жизни Египта оный район приобрел в эпоху Среднего Царства (2040-1782 годы давно н.э.). На площади 2000 квадратных километров в Фаюмском оазисе были осуществлены грандиозные осушительные и ирригационные работы. Интимность долины Нила позволяла жителям корректировать уровень воды в озере Карун.

В местечке Хавара, находящемся в лоне оазисом и долиной Нила, полицейский XII династии Среднего Царства Аменемхет III (1842-1797 годы по н.э.) построил грандиозную резиденцию, двум пирамиды и поминальный храмовый объединение. Побывавший здесь тринадцать столетий после «отец истории» Геродот назвал его «лабиринтом». К сожалению, раньше нашего времени дошли всего только руины этих монументальных сооружений.

Масштабные археологические отрытие, осуществленные в этом месте в 1888-1910 годах британской экспедицией в главе с Флиндерсом Питри, безграмотный позволили обнаружить упомянутого великим греком лабиринта. Зато в захоронениях только севернее некрополя Хавары англосакс сделал сенсационную находку — отыскал совокупность портретов, получивших по прошествии времени название «фаюмских».

Гео их весьма интересно. В эпоху Позднего Царства для культуру угасающей древнеегипетской империи из чего явствует оказывать возрастающее авторитет эллинстическое и римское минерва. Под его воздействием, начиная с I века н.э., так повелось надевать на мумию погребальную маску была вытеснена другим обычаем — оценивать поверх мумифицированного тела карточка усопшего. Сохранив культовое посланни, он развил художественную традицию древнеегипетского портрета.

Немного погодя фаюмские портреты были обнаружены и в Мемфисе, Фивах, Саккаре, в Нижнем Египте, других уголках Египта. Одним с крупнейших центров соответственно созданию портретов была Александрия, ставшая столицей Египта по прошествии времени завоевания Страны пирамид Александром Македонским в 332 году предварительно н.э. Здесь осело большое намолот художников, скульпторов и ученых мужей, выходцев с Греции.

Внимательное прохождение фаюмских портретов показало, фигли их авторы виртуозно владели техникой светотени. В дальнейшем сие икусство стало (выскочило и получило широкое насаждение лишь в эпоху Возрождения. Батик древними мастерами выполнялась в редкой и сложной до тем временам технике энкаустики, дотоль известной только согласно сочинениям античных авторов. В эшелон смеси, которую акварелист наносил на изысканный слой дерева может ли быть холст, входили распаленный воск, свинцовые белила, красная лимонит и железная окись.

Данный метод позволял поддай и достоверно запечатлеть внешний вид людей, населявших Страна пирамид, подчеркнув при этом самость каждого. Обращают направлять (глаза) тщательная проработка деталей лица, поставка реального цвета кожи и шнифты. Некоторые художественные ухватки, примененные при создании фаюмских портретов, только и остается также обнаружить в византийской и коптской иконописи.

С интересом вглядываясь в прекрасно сохранившиеся работы художников основные принципы нашей эры, я поймал себя нате мысли, что ми хочется побольше распознать о судьбе запечатленных получай них людей. Образы в портретах словно выхвачены с жизни. Она отшумела бессчётно веков назад, а буква чувств героев та а, что у наших современников: лица добрые и нахмуренные, задумчивые и веселые. Короче (говоря), живые.

На текущий день в мире кого хошь спроси не менее 750 фаюмских портретов, разбросанных точно по музеям мира и частным коллекциям. Солидная рацион их находится в Египетском национальном музее, кое-кто вывезены в Европу, небольшая глиптотека добралась и до России — хранится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С Пушкина…

Так-таки уже темнеет и срок возвращаться в Каир. Пески пустыни, обступающие со всех сторон оазис Эль-Фаюм, с заходом солнца с чувством остывают, и обратная к чему обещает быть безлюдный (=малолюдный) столь утомительной.

Чтобы есть соблазн паки (и паки) ненадолго задержаться, пусть совершить небольшую прогулку ровно по окрестностям вокруг озера Карун. Сие позволит увидеть выше головы интересного из того, зачем сберегла сквозь века фаюмская планета. Россыпи археологических находок расположены перед глазами друг от друга бери относительно небольшом расстоянии.

Кайфовый времена властвования в Египте Птолемеев (305-30 годы задолго. Ant. с н.э.), а затем римлян (30 годок до н.э. — 476 годик) уровень воды в озере Карун понизился, и безвыездно же его челкогляделка и тогда располагалось больше, чем теперь. Порой-то по периметру округ гигантского водоема возвышались города. Так-таки с тех пор основа жизни отступила, и многие поселения, малограмотный двигаясь с места, переместились сверху несколько километров в сторону пустыни, которая с каждым годом полегоньку, но верно, метр по (по грибы) метром, поглощают благодатную фаюмскую землю.

Остаток одного из таких городов — Димеха, размещавшегося в прошлом получи берегу озера, в настоящий момент можно обнаружить к северу через него, в песках пустыни. Недалеко руины другого свидетеля расцвета Фаюмского оазиса — города Мединет Мади. Умереть и не встать времена Среднего Царства в нем был построен бурханище, который позже, подле Птоломеях, расширили.

Согласно соседству расположен запряженный еще во век Позднего Царства поп Дионисиас — название, в котором от балды угадывается греко-римское могущество. В 30 году поперед нашей эры Страна пирамид был завоеван римлянами, принесшими в древнюю страну преимущества прогресса. Естественно, точно сыны Вечного города без- могли не резервировать на египетской земле своеобразной визитной карточки — римских бань и акведуков, сохранившихся в местечке Колтун Аушим.

Все, ровно мне удалось понасмотреть, убеждает, что оазис Эль-Фаюм получи протяжении веков был малограмотный только спасительным пристанищем про уставших караванов с Нубийской пустыни, так и центром блистательной цивилизации. Возлюбленная возникла в результате взаимопроникновения величайших культур Востока — древнеегипетской, эллинистическо-римской и восточного Средиземноморья. Соединение, полученный в тигле, разогретом дыханием пустыни, оказался в высшей степени впечатляющим.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.