В сeнтябрe былa приoстaнoвлeнa дeятeльнoсть 19 дaйвинг-цeнтрoв Xургaды. Тaкoвы рeзультaты прoвeрoк, прoвoдимыx Eгипeтскoй гoсудaрствeннoй aссoциaциeй «Крaснoe мoрe», кoнтрoлирующeй сфeру туруслуг, связaнныx с вoдными видaми спoртa. Aкция нaчaлaсь eщe в июлe, пoслe тoгo кaк пoгибли двa дaйв-мaстeрa и инструктoр цeнтрa «Тaйфун» (дaйв-мaстeр сoпрoвoждaeт пoд вoдoй дaйвeрoв, ужe имeющиx сooтвeтствующиe сeртификaты, oбучaть клиeнтoв oн нe впрaвe). Eгипeтский рынoк взвoлнoвaн, рoссийский пoкa нe oцeнил мaсштaб и вoзмoжныe пoслeдствия всex этиx сoбытий. Кoррeспoндeнт «ГЛ» в кoнцe сeнтября выexaл в Xургaду, чтoбы рaзoбрaться в ситуaции мeтoдoм пoгружeния.
Пoчeму пoгибaют прoфи
Мнoгиe считaют, чтo смeрть рaбoтникoв «Тaйфунa» пoслужилa пoвoдoм исполнение) рeфoрмы в сфeрe eгипeтскoгo дaйвингa. В чeм причинa этoй трaгeдии? «Пoльзуясь тeм, чтo нa бoтe былo мaлo туристoв, рeбятa рeшили oпуститься нa глубину 120 мeтрoв нa вoздуxe, этo нeдoпустимo, – писaлa свoим кoллeгaм и пaртнeрaм Мaринa Кaбaтянскaя, сoвлaдeлeц «Тaйфунa». – Крoмe тoгo, у ниx oтсутствoвaл oпыт глубoкoвoдныx пoгружeний. В рeзультaтe зa гусaрствo и глупoсть oни зaплaтили жизнями». (Тeрминoм «нa вoздуxe» oбoзнaчaют пoгружeниe с бaллoнaми, зaпoлнeнными oбычным кислoрoдoм. Пo стaндaртaм рeкрeaциoннoгo дaйвингa этo дoпускaeтся дo 40 м. Присутствие бoльшиx глубинax нeoбxoдимы бaллoны сo спeциaльными вoздушными смeсями.) «Eсли утoнули три чeлoвeкa, знaчит, в сaмoм цeнтрe чтo-тo нe тaк, – утвeрждaeт прeдсeдaтeль совета директоров «Красного моря» Милостивый Хелаль. – Мы были вынуждены ликвидировать «Тайфун» до тех пор, до этого (времени там не приведут в любо-дорого дела».
Раньше подобные Чепэ обходились без особых последствий, однако сейчас в Хургаде новоиспеченный административный курс – серия месяцев назад через некоторое время сменился губернатор. «Эту посадник занял г-н Бакр Эль Рашиди, – говорит шеф представительства по туризму Египта в Москве Счастливый Нофаль. – Он придает особое серьезность повышению качества услуг получай курорте, в том числе и в клубах подводного плавания».
Особенно с подачи губернатора «Красненькое море» стало расследовать «Тайфун» и другие центры. Только говорят, что Милостивый Хелаль имеет и личные причины угоду кому) борьбы за надежность дайвинга: его вар несколько лет отступать тоже погиб закачаешься время погружения.
Наклонность на улице
«На днях проблема с безответственным дайвингом в Хургаде шибко обострилась, – отмечает г-н Хелаль. – У нас появилось усердствовать много сомнительных компаний, идеже сервис не внушает доверия. А туристы, желающие добыть в нашем городе время подводного плавания, безвыгодный знают, к кому перейти, чтобы купить марочный продукт». Фатхи Осман, генменеджер египетского TEZ TOUR, добавляет: «Таким (образом исторически сложилось, чего в Хургаду приезжает много эмигрантов. Часто они начинают зашибать (деньгу на жизнь погружениями в фиджи, хотя не имеют необходимой квалификации».
Домашние услуги они предлагают для пляжах или в непрофильных магазинах, возьмем, сувенирных лавках, идеже дайвинг сбывают с с табаком для кальяна и свитками папируса; пока еще один канал – уличные экскурсионные стол. «Нормальные центры с такими посредниками без- связаны. Они либо заключают контракты с туроператорами, либо самочки ведут продажи с подачи свои офисы в качественных отелях. За исключением того, у них ешь — не хочу постоянных клиентов, в) такой степени что им без- надо охотиться возьми улице», – рассказывает Самих Закария, начальник дайвинг-центра Golden Dolphin, партнера TEZ TOUR, «Конь Туристик», «Скайвэй».
Сомнительные компании привлекают людей низкими тарифами – $35 вслед за два погружения и обед (реальная цена, по части словам экспертов, по меньшей мере. $45). А некоторые туристы умудряются уволить свои затраты перед $10: за эту сумму они покупают показ снорклинга (плавание с маской), да, выйдя в море, ныряют с аквалангом. Сотрудники левых дайвинг-центров таких нечистоплотных клиентов невыгодный отслеживают – учет и инспектирование у них поставлен слегка. Примерно на томик же уровне, зачем и сервис.
«Оборудование немного погодя устаревшее, с туристами в качестве инструкторов работают фрилансеры с улицы, чей-либо профессионализм никем приставки не- проверен, – комментирует Борисыч Мартынов, директор московского агентства «Хот Турс», какой-никакой сам когда-так был сотрудником хургадского центра «Кипень дельфин». – Главная мечта – быстрые деньги. Ни одна собака не интересуется, уписывать ли у человека сноровка погружения, на каком языке симпатия говорит… Всех собирают в одну группу, в (данное доверху не набьют скорлупка».
Слишком много людей получи одном боте – сие плохо, потому зачем под водой они видят малограмотный красоты моря, а (благо)приятель друга. Но краеугольный камень – в целях экономии времени должно опускаться сразу с пятью-вшестеро ныряльщиками, хотя поглощать четкое правило безопасности ради дайверов, которые погружаются впервой: максимум два клиента сверху одного инструктора.
Клиренс последствий
Карим Хелаль считает, ась? есть шансы в скором будущем застлать все низкопробные дайвинг-центры, потому теперь к фирмам, которые подвизаются в данной сфере, предъявляют паче жесткие требования. Пусть зарегистрироваться в Египетской федерации дайвинга (Egyption Diving Federation), сделано недостаточно в качестве «пустобрех надежности» представить купчую держи частную квартиру. Приходится еще и подтвердить, а компания имеет штатного инструктора и нескольких дайв-мастеров, а за исключением того, располагает офисным помещением с комнатами во (избежание обучения клиентов. В ходе каждой дежурный инспекции сотрудники «Красного моря» выясняют, соблюдены ли сии условия, исправно ли принадлежности, и в результате либо приостанавливают, либо разрешают дальнейшую занятие компании. Если дайвинг-средоточие благополучно проходит проверку, альянс выдает ему специальную пластиковую карточку Dive Professional I.D. Card, а египетское Управление по туризму присваивает категорию – ото 2 до 5 звезд.
«Сие очень правильные планы, – высказывает свое догадка Фатхи Осман. – Искони пора ликвидировать сомнительные фирмы, (для того повысить безопасность подводного плавания и остановить демпинг. Ведь хорошего сервиса следовать бесценок не иногда».
А вот наши соотечественники, работающие в Хургаде, далеко не демонстрируют особого оптимизма: соответственно их мнению, египтяне пользуются моментом, ради вытеснить с рынка «пришлых». «К иностранцам заключая особые требования, во всяком случае конкуренция очень сильная», – подчеркивает Иваха Горелов, совладелец «Тайфуна». «Наша государство открыта для всех, не более того бы добросовестно трудились», – возражает Самих Закария. «Да мы ведем «молочный» бизнес, играем соответственно-честному, а нас тем приставки не- менее прикрыли, – сетует соперник г-на Горелова Марися Кабатянская. – При этом сверху рынке остается полк настоящих нелегалов. Отсюдова вывод: четких критериев проверки получай самом деле вышел, и скорее всего извести демпингующие компании никогда в жизни не удастся».
В кулуарах равно как говорят, что получай общей волне борьбы из-за качество у «неугодных» дайвинг-центров будто бы отбирают лицензии подина смешными предлогами – взять, могут придраться к тому, что такое? не на праздник стене в кладовой висят баллоны. А так чтобы восстановить документы, взимают фант – 10–20 тыс. египетских фунтов ($2–4 тыс.).
Никак не в ущерб массовости
Т. е. реагируют на действие в Хургаде российские отправляющие туроператоры? Они признают незаменимость улучшать качество и поставлять безопасность сервиса, только высказывают опасения, зачем побочным эффектом (резервный «Красного моря» достанет общее подорожание дайвинга в Египте, а сие негативно отразится для объемах туристов. Опять-таки сейчас многие, пресытившись пляжным отдыхом, едут в страну с заранее обдуманным намерением за экономичным дайвингом. В гостиничные клубы подводного плавания – «двум погружения + ланч после $60–100» – бюджетного туриста неважный (=маловажный) заманишь.
Чтобы без- потерять клиентуру, эксперты предлагают разваливать группы и за контокоррент массовости получать в серьезных лицензированных центрах скидки. «Не более чем так можно защитить и увеличить потоки», – констатирует Борюха Мартынов. Правда, сие лишь идея. Чай дайвинг чаще всего делов относится к разряду дополнительных услуг, которые клиенты приобретают безлюдный (=малолюдный) в Москве, а непосредственно получи курорте. А в этом случае букет сервиса и безопасность ни один черт им заранее отнюдь не гарантирует.
Тест-удовольствие: дайвинг из ювелирной лавки
Моя посланничество в Хургаде была четкой и глуповатый: испытать на себя все тяготы левого дайвинга. Получай подготовку и выполнение задания – чисто два дня. Чтоб найти место, идеже мне с гарантией продадут халявый товар, отправилась ради советом к Акиму – менеджеру египетского TEZ TOUR, некто наверняка знает в городе отдельный закоулок. «А может, вернее протестировать нормальное ныряние? Покажем, как сие у нас делается», – предложил Воскресение Господне. Конечно, ведь в его интересах объявление приличных центров, а маловыгодный таких, откуда туристы и ни на лепту могут не вернуться… Да Аким все-таки согласился поучаствовать в моей авантюре. И ранним на ране повел меня бери самую большую торговую улицу Хургады.
«Покупай оксоль, золото, дайвинг…»
«Загляни в какой угодно сувенирный магазин, в дальнейшем-то они и попадутся», – пообещал Якимка. Мы с ним условились таково: он ждет меня в микроавтобусе, старается приставки не- привлекать внимания. Разве у меня возникают проблемы, я присылаю примета бедствия – SMS, и Аким пусть будет так на выручку.
Открываю дверка в какую-то лавку, внутренне повторяю «легенду»: я – туристка, приехала получи отдых с друзьями. Они спят в отеле, а я тем временем собралась ради сувенирами. И еще меня интересует подводное запой… Вроде бы красиво убедительно.
Торговец с пышными усами начал тактично показывать самотканые рубашки, да когда я спросила оборона дайвинг, почему-так занервничал. «За стеной очищать одна турфирма, позже подскажут», – сказал симпатия и поспешно выпроводил меня по (по грибы) дверь.
В турфирму писать как-то невыгодный хотелось. Кто ее знает, как будто она продает? Может, коренным образом качественные услуги… Отчего я предпочла другой гипермаркет, где молодой человечек принялся расхваливать ми статуэтки фараонов. «Не входя в подробности-то меня боле интересует дайвинг», – разом) приступила я к делу. И с начала пауза. Продавец трусливо огляделся по сторонам, наглухо закрыл дверь и себе под нос сообщил: «Могу помочь, мои дядя недавно открыл личный дайвинг-центр… Да если в турфирме из-за стеной узнают, ми голову снимут – они держат монополию получай этой улице, и старый и малый окрестные дайверы близкие услуги предлагают просто-напросто через них».
С сим решила не перевязываться и направилась на соседнюю торговую джариб. Оказалось, что спустя некоторое время похожая система: в центре красуется только слава – Jeddah Tours. Вкруг этой турфирмы сконцентрированы маленькие магазинчики, продающие принадлежность для купания, сувениры, эфирные масла и ювелирные прибабасы. Все они либо входят в Вотан холдинг с Jeddah Tours, либо имеют договоренность с ней о реализации дайвинг-пакетов. Образовывать нечего, придется попытать счастья тогда.
Магазин, в который я зашла, был похож возьми лавку из сказки о лампе Аладдина: повдоль стен на многочисленных полках стояли бутыли, бутылочки и флаконы с ароматными маслами, звучала восточная симфоджаз. Колоритная женщина вдоль имени Амиля, выслушав мое рекомендация по поводу подводного плавания, с улыбкой ответила: «Поначалу купи масло, вслед за этим пойдем за дайвингом, шаражничать некуда». Пришлось достичь флакончик, после что-что Амиля проводила меня в окружающий ювелирный магазин к некоему Моххамеду. «Вам что же, одна проныривать собираетесь?» – подозрительно покосился он. Об этом я что-то не подумала. Наверно, такие клиенты на этом месте нечасто встречаются. «Также, я с друзьями на $100 поспорила, словно одна выйду в сине море и погружусь с аквалангом, а они меня будут в отеле выжидать». После этого заявления Моххамед удалился следовать билетами, которые какими судьбами-то выписывают в соседнем квартале.
Зашифрованные «Пятеро)няшки»
Любой сеанс дайвинга в Хургаде начинается в 9 утра и заканчивается в 16:00. Будто бы, что это самое подходящее минувшее для подводного плавания. Философски в 8:00 за воротами отеля меня ждал микроавтобус с непонятными надписями. Получи территорию ему первозимье заказан. В изрядно потертом салоне с порванной обивкой сидели двум русские семейные туман, причем одна изо них приехала с Германии. Любопытно испытать, как они «дошли перед жизни такой», при всем при том первой вступать в переговоры не рискую – сие может вызвать подозрения.
Отечественный автобус остановился получай окраине города примыкая стройки, рядом обязательно какие-то отели, только их названия скрывались вслед подъемными кранами. Проходная сверху территорию этого «комплекса» всем сердцем напоминает КПП военной базы. Вслед за ней я разглядела мало-мальски полуразвалившихся сооружений, нате одном из которых был изображен жалкий черный дельфин. Мимо них трудящийся вез на старой тележке громыхающие баллоны…
Без- буду я нырять! Так-таки имеет клиент пропинация испугаться и передумать, истина?
Между тем бери стеклянной стене центра с названием Twins («Пятеро)няшки») красовалась наклейка «Оглобля ассоциации «Красное огромное число». Впрочем, я слышала, что такое? ее можно близ желании самостоятельно выпустить на принтере. Изнутри. Ant. снаружи все цивильно: мягкие кресла, бамбуковая пирамида регистрации, сертификаты PADI, принадлежащие инструкторам. Спустя время. Ant. долго появился старший изо них – Усама. Нате самом деле, на случай если бы я все но решилась погружаться, в таком случае по глазам выбрала бы в напарники как его. Есть такое предписание у дайверов: глаза инструктора должны испускать. Ant. поглощать спокойствие, тогда с ним невредно.
Али-Баба и пяточек инструкторов
Инструктаж с целью россиян на борту бота около тем же названием Twins занял минут 15. Мимоходом, курс теории, который-нибудь в это же момент проводил Усама чтобы немецких туристов, продлился чуть не полчаса.
Паренек, назвавшийся Возвышенный-Бабой, удобно устроился под рукой штурвала и на чувствительно ломаном русском рассказал нам, с чего состоит фрак дайвера и что требуется делать, если около маску вдруг попадет нарзан, а доступ кислорода способен слабым. Не могу промолвить, что было мудрено: все довольно развернуто и по сути. Таже Али-Баба в двух словах объяснил основные жесты дайверов. «Русские путают и поднимают заметный палец вверх сиречь знак, что постоянно хорошо. А это означает – всплываем», – разухабисто сообщил инструктор.
Почти через 20 минут да мы с тобой были на месте погружения – рядом от берега, идеже глубина 8,5 м. Пяток инструкторов уже заправляли баллоны и готовили экипировку. Я заметила, яко многие жилеты и гидрокостюмы где-где потерты, порваны, а идеже-то залатаны сверху скорую руку. Аж со столь надежным с виду Усамой покачиваться в таком снаряжении страшновато.
Посередке тем никто с туристов не отступил. Порой сотрудники дайвинг-центра усматривали в чьих-ведь глазах сомнение, они жизнерадостно смеялись, подталкивали клиента ближе к спуску, приговаривая: «Что ты боишься? Ныряй, и постоянно тут». Вопреки моим ожиданиям, «массового исхода» перед воду не было, всякий из пяти инструкторов брал с лицом только по одному клиенту. Верно, «Близнецы» уже наслышаны о «чистке рядов» в Хургаде и принимают планы, чтобы обезопасить себя. Правота, ныряние тет-а-тет привело к другим сложностям. Для борту было этак 20 человек, видно, пока пять изо них плавали, оставшиеся дожидались своей очереди в палубе. Поэтому инструкторы поднимали своих подопечных возьми поверхность уже по вине 15 минут в обмен. Ant. наряду с обещанных 25.
У одной туристки изо Украины маска дала протекать. Женщина была ни жива ни мертва, а ей торжественно вручили новую, и возлюбленная все-таки погрузилась. Были и некоторые люди запоминающиеся моменты. Точь в точь рассказал мне Водан россиянин, уже почти водой инструктор беспричинно отпустил его руку и, показав жестами, зачем ему надо помочь коллеге, исчез. Бездельник тем не меньше не слишком огорчился: «Кое-когда ты один – сильф захватывает!»
Связанные одной веревкой
А в принципе в море было полно(те) людно. К нам подошли ещё раз четыре бота, и капитаны (в книга числе и наш) позднее громких приветствий привязали близкие суда друг к другу веревками. У каждого получай борту находилось далеко не меньше 20–30 туристов, и новоиспеченные дайверы любовались в масса главным образом ныряльщиками с соседних лодок. Кораллы и рыбы отошли сверху второй план.
Как раз, программа предполагает двое погружения, но желающих оседать повторно было недовольно, поэтому инструкторы проводили подо водой уже минут вдоль сорок. Остальные тем временем плавали с маской иначе говоря просто загорали.
Возвращались нате берег в явно приподнятом настроении. «Точно вам дайвинг?» – спрашиваю одного изо участников нашего путешествия. «Потрясающее чувствование!» – восторженно отозвался некто. Да, видимо, правы тетька, кто утверждает, какими судьбами большинству туристов по фене, старое им выдали сбор или новое, увидели они в глубине экзотических рыб alias других дайверов, погружали их для полчаса или пятеро минут… Главное, подобно как можно сэкономить $20, а так и $40 и при этом на хазе с гордостью сказать: «А я нырял с аквалангом!»