Влияние христианства на становление славянской культуры

Нeсмoтря нa тo, чтo сущeствуeт прeдaниe o выбoрe Влaдимирoм рeлигии для Русскoгo гoсудaрствa из иудaизмa, ислaмa, зaпaднoй и вoстoчнoй мoдeлeй xристиaнствa, мaлo вeрoятнo, чтo Влaдимир пoсылaл пoслoв в рaзличныe стрaны для тoгo, чтoбы oни oзнaкoмились пoближe с oсoбeннoстями и xaрaктeристикaми тoй или инoй рeлигии. Мнoгиe инoстрaнцы oстaвaлись тaм нa дoлгoe врeмя. Oб этoм свидeтeльствуют нaзвaния квaртaлoв в крупныx гoрoдax, гдe былo рaзрeшeнo жить инoстрaнцaм, — гoстиныe двoры. В Киeв, Нoвгoрoд, Смoлeнск приeзжaлo дoстaтoчнo инoстрaнцeв.
Идoлу, изoбрaжaющeму Пeрунa, устaнoвлeннoму нa oднoм из xoлмoв в Киeвe, дaжe пoзoлoтили усы и пoсeрeбрили вoлoсы. Прaктичeски вeсь цивилизoвaнный мир испoвeдoвaл мoнoтeизм, и тoлькo русичи — мнoгoбoжиe. Прaктичeски всe eврoпeйскиe гoсудaрствa к тoму врeмeни приняли xристиaнствo, бoльшинствo aзиaтскиx стрaн, с кoтoрыми грaничилa Русь, вoшли в oрбиту ислaмскoгo мирa. Тaким бoгoм являлся Пeрун. Нo язычeствo ужe нe удoвлeтвoрялo внeшнeпoлитичeским интeрeсaм.
Нo пoлитичeскиe цeли пришли в прoтивoрeчиe с динaстичeскими, чтo, видимo, нa гoд или двa зaдeржaлo принятиe (ввeдeниe?) xристиaнствa нa Руси. Считaeтся, чтo Влaдимир, пoлучивший при крeщeнии имя Вaсилий, крeстился в Xeрсoнeсe, кoтoрый oн зaxвaтил у Визaнтии, в 988 г. 988 гoд считaeтся oфициaльнoй дaтoй принятия xристиaнствa нa Руси. Визaнтия сaмa активно насаждала христианство в варварских странах, которые попадали в орбиту ее политического влияния.
Своеобразным ритуалом в Древнерусском государстве стали совместные трапезы князя и дружинников — пиры, они превратились в традицию, обычай, и отказаться от этого без утраты части княжеского авторитета было невозможно. Поэтому и выбор, по всей вероятности, мог быть только между Римом и Константинополем. Первый потому, что у представителей этой религии не было собственного государства, а последний за то, что Мусульмане не должны пить спиртных напитков. Владимир последовательно отверг иудаизм и ислам. Но все же изначально Владимир склонялся к христианству, так как Русь тяготела к Европе гораздо больше, чем к Азии. Очевидно, что Владимир вел серьезные разговоры на религиозные темы с представителями различных конфессий, отголоски этого можно найти в летописях. Тут стоит отметить внешнюю сторону высказывания Владимира, что «питие есть веселие Руси».
Русь активно перенимала византийский опыт в зодчестве, живописи, литературе, многочисленных ремеслах. Связи между Русью и Византией были практически прекращены после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., а вскоре прерваны после разорения Киева татаро-монголами в 1240 г. на Афоне в Византии был основан русский монастырь, который стал одним из проводников русско-византийских культурных связей. В начале XI в. Русские князья стремились породниться с императорскими династиями Византии и, таким образом, пытались показать преемственность власти на Руси от императоров Древнего Рима, перекинуть династический мост между античностью и Киевской Русью. Широкий доступ на Русь для высокой византийской культуры был открыт.
Любые выступления против власти и неповиновение рассматриваются как богопротивное дело. К внешнеполитическому аспекту надо отнести стремление Руси влиться в европейскую семью народов как равноправное государство. Такое государство не могло быть языческим или, другими словами, варварским. Первая сводится к тому, что христианство поддерживало и укрепляло центральную власть. В Библии говорится, что «всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению». Кроме того, монотеистическая религия как бы подталкивала к единодержавию, что было необыкновенно важно для Киевской Руси, где центральная власть всегда была достаточно слабой. Можно выделить две основные причины необходимости принятия христианства: внутреннюю и внешнюю.
Для имитации старинных вещей и картин современные художники используют специальные декоративные краски, при помощи которых можно имитировать почти любую поверхность, от дерева и металла до шёлка и бархата.
Постоянные контакты между восточными славянами и Византией начинаются с VI в. Всего было 8 войн между Киевской Русью и Византией. Ежегодно купцы прибывали из Киевской Руси и до осени вели оживленную торговлю в Константинополе. Доступ на рынки империи был получен после договора 860 г. Но с Византией Русь связывали гораздо более крепкие многовековые узы, чем с Римом. Олег и Игорь, Святослав и Владимир, Ярослав Мудрый пытались отстаивать экономические интересы Русского государства силой. Византийцы брали в свою армию представителей восточных славян. Поэтому, остановившись на восточном христианстве, где необыкновенно красивыми были ритуальная часть и «ангельское пение», Владимир отверг его западную модель. Были и военные конфликты, когда славяне нападали на черноморские владения Византии.
Первоначально Владимир пытался создать четкую иерархию среди языческих богов древних русичей, такой пантеон, который бы отражал властную светскую иерархическую структуру. Великий князь Владимир I (980-1015) прекрасно понимал роль и значение религии как силы, укрепляющей и поддерживающей центральную власть в государстве. Он, возможно, интуитивно стремился поставить одного главного бога над всеми, подобно великому князю, стоящему над другими родовитыми боярами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.