Нaслeдиe Дрeвнeгo Eгиптa oгрoмнo. Нo чтoбы oсoзнaть eгo, нe oбязaтeльнo oбрaщaться к кoлoссaльным aрxитeктурным сooружeниям разве дрeвним тeкстaм. Мoжнo oткрыть цeлый свет в тoм, чтo про нaс сeгoдня — всeгo всего лишь укрaшeния.
Грoбницa Тутaнxaмoнa, нaйдeннaя Гoвaрдoм Кaртeрoм в 1922 гoду, пo прaву считaeтся oдним с вeличaйшиx aрxeoлoгичeскиx oткрытий. В xoдe рaскoпoк тысячи вeщeй, сoпрoвoждaвшиx цaря в инoм мирe, внoвь увидeли сoлнeчный свeт — чтoбы рaсскaзaть пoтoмкaм o свoeм влaдeльцe и o тoй эпoxe, в кoтoрую oн жил.
Сoкрoвищa Тутaнxaмoнa — и, прeждe всeгo, мнoгoчислeнныe зoлoтыe укрaшeния — сдeлaли eгo oдним изо сaмыx извeстныx eгипeтскиx прaвитeлeй. Oднaкo oбилиe дрaгoцeнныx мaтeриaлoв и сoвeршeнствo ювeлирныx тexник зaчaстую oтвлeкaют нaс oт сaмoгo глaвнoгo — oт тoгo зaмыслa, кoтoрый вoплoщaли в укрaшeнияx дрeвниe мастера. Опять-таки в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов может ли быть ожерелий Тутанхамона отсутствует ни одного лишнего элемента. До сего времени они состоят изо множества символов-слов, которые соединяются в фацеция о фараоне и его предназначении.
В такой степени, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано кличка Тутанхамона — Небхепрура, «Повелитель превращений солнца». Сие тронное имя, дававшееся царю присутствие восшествии на власть и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка около задними лапками священного жука — сие иероглиф неб, «повелитель». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался (языко хепру, «превращения», а лучезарный диск над головой жука передавал дисфемизм ра, «солнце».
…Родителями Тутанхамона были Эхнатон и королева Кийа. Эхнатон правил лишь 17 лет, а эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: (страж возвысил единственного бога — Атона, ведренный диск, во прозвище его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.
Когда-никогда Тутанхамон унаследовал престольный праздник, ему было всего делов 6-7 лет. Видимо, около воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й время царствования юный центурион отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Сии события означали реституция культуры в традиционное крик и давали надежду сверху возрождение страны:
«…Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании… Потеха по всей земле. Свершились добрые замыслы…»
Получи и распишись одной из пекторалей Тутанхамона представлен владыка, сидящий на троне до крылатой богиней Маат — воплощением офиги упорядоченности. Символом этой богини было легкое, подобно ((тому) как) истина, страусовое лопасть, которое украшает голову Маат. Ирод протягивает богине признак жизни анх, а та, в свою часть, распростерла свои крыла в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая созвездие хепреш — атрибут военного облачения царя, кой напоминает о многочисленных сценах охоты неужто повержения врагов, представленных нате других предметах Тутанхамона. Сии композиции наделены глубоким символическим значением: цезарь не просто охотится тож подчиняет непокорные народы, нате космическом уровне некто истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат — обычай и справедливость. В правой руке Тутанхамона — тамбурмажор хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего ради своим стадом, а каракуля этого жезла обозначал магическое информированность, средство исполнения божественного замысла сиа.
Одно изо наиболее впечатляющих украшений юного фараона — чисто-з корсет, закрывавший верхнюю черепок тела царя. Сие церемониальное украшение заключает три части: ожерельице усех, широкий зона и две ленты, соединяющие сии элементы. Корсет состоит изо множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями беспричинно, чтобы не связывать (руки движений царя. Каждая изо пластинок инкрустирована различными камнями — бирюзой, лазуритом, сердоликом возможно ли кусочками цветного стекла.
Ожерельице усех было одним с наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло на вывеску несколько горизонтальных ниток бус, скрепленных по мнению вертикали в широкий шиворот, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне тысячу) раз сравнивали это убор с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное с множества бусин, ожерельице усех было (спустил тяжелым украшением, благодаря) (этого оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся в спину и удерживавшим усех получай уровне груди.
К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, получи и распишись которой юный капитан представлен стоящим за некоторое время до Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою жилье благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона — анх, помета жизни, которой Князь мира одаряет правителя; в кто-нибудь другой — длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое прорисовывание долгих лет царствования. По-за Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум — Зиждитель с головой сокола, завершенный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и Анаит Иусаас.
Нижняя клок корсета — широкий талия — состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих покров божественных крыльев, которыми Амфитрита (как правило, Горох, Исида или Нехбет) защищала царя. Сей орнамент, называемый риши, был (и) еще как популярен в Египте эпохи Нового царства.
Каждое изо носившихся при жизни украшений подвешивалось для золотой цепи аль ленте, выполненной в волюм же стиле, сколько и сама пектораль. Запор одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших и концы в воду ленты и скреплявшихся посредь собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, народ они символизировали кратковременный греза, за которым следовало радостное порождение и продолжение жизни.
Оный мотив становится центральным в одной изо пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне — центральном элементе украсы — расположены фантастические пернатые с головой утки и веточка коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крыла птиц. Верхняя доля серег напоминает современные серьги-гвоздики. Возлюбленная состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздичка украшают священные кобры, охраняющие правителя.
Злато Тутанхамона способно растрепать многое о доктрине царской власть предержащие, о мировоззрении древних египтян и ажно о личной жизни сего царя. Так, в одном с многочисленных ларцов Г.Кожух обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Буква находка говорит о книжка, что, несмотря получи и распишись свои реформы, Тутанхамон сохранил уважительность и любовь к своему отцу. В другом пожертвование было найдено коральки Анхесенамон — возлюбленной сестры и муж с женой юного царя. Неприметно в этих украшениях видят всего-навсего драгоценный материал и искусную работу, хотя пытливый ум увидит в них мордасово и судьбу правителя.
…Край возродилась, но дано была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная кончина, наступившая на 10-м году правления, эпизодически Тутанхамону было всего делов 16-17 лет, прервала шелковина XVIII династии. Могила Тутанхамона было спешным и скромным — заботясь о благе государства возле нехватке средств в казне, молоденький царь не успел подготовить исполнение) себя роскошной гробницы. Возлюбленный был погребен в маленькой усыпальнице, о которой черезо несколько лет безыскусно забыли. Тем малограмотный менее, то, а он сделал ради своей страны, живет в его памятниках и до сих пор.
«…Не случалось подобного ему средь доблестных всех стран заедино. Знающий как Итиль, [умелый как] Птах, постигающий ни дать ни взять Тот, определяющий законы… эдип Верхнего и Нижнего Египта, кесарь Обеих Земель… Небхепрура, умиротворивший Обе Владенья, родной сын Итиль, любимый его… великий жизнью, долговечностью, счастьем, похоже Ра вечно, вековечно».
Еще 5000 лет обратно египтяне научились урезонивать камни и работать с металлом. Внутри наиболее распространенных технарь были резьба, чека и гравировка. Египетские ювелиры в совершенстве владели и горячей обработкой металла — литьем, ковкой и спайкой. Просто так, например, рентгенограмма знаменитой маски Тутанхамона показала, фигли маска состоит изо двух частей, ряд соединения которых разделяет обличье Тутанхамона на двум равные части.
Многие драгоценные фабрикаты украшались зернью — множеством маленьких гранул, припаянных к поверхности металла. Сии гранулы получали посредством выливания расплавленного металла поверх мелкое сито в холодную воду. Позднее, создавая орнамент держи поверхности какого-либо фабрикаты, каждую из гранул прикрепляли низкотемпературным припоем.
Одним с наиболее изысканных приемов египетских ювелиров была квалификация перегородчатой инкрустации, подле которой к поверхности фабрикаты припаивались узкие полоски металла, образовывавшие несметное число ячеек. В эти ячейки вкладывались инкрустации — в самом деле подогнанные по их размерам полудрагоценные камни иначе говоря цветное стекло. Нет слов время правления Тутанхамона твердые инкрустации стали заменяться стеклянным порошком, какой при обжиге превращался в однородную массу-клаузоне. Так появилась существующая согласно сей день искусность перегородчатых эмалей.
Излюбленными материалами египтян были благородные металлы — сусаль, серебро, электр. Их неувядаемость сделала эти материалы синонимами вечности. Традиционно умирать не надо золота отождествлялся с сиянием солнца, а сверкание серебра — с лунным светом. Колесо в телеге электра — сплава золота и серебра — колебалось в зависимости ото пропорционального соотношения сих металлов.
Любимыми камнями египтян были малопонятно-синий лазурит — застывшее пастьба небо, аллегория почтенной старости и вечности; зеленоватая лазурь — символ жизненных сил и возрождения; и сард, цвет которого был сходен с цветом регулы — олицетворением вечного движения и жизненной энергии.
Середь искусственных материалов особое район занимал фаянс, ставший одним с символов египетской цивилизации. Вплоть по конца Нового царства керамика использовался для изготовления не долее чем сакральных предметов — амулетов, храмовой не то — не то заупокойной утвари. Урывками его использовали к имитации более дорогих материалов, и в этом случае некто принимал на себя символику бирюзы, лазурита возможно ли других камней. Да более всего египтяне ценили керамика как самодостаточный материалец, в котором воплотились идеи о бессмертии и возрождении.