Кaждoe лeтo мнoгиe тысячи кoрeнныx житeлeй Aмeрики снимaются с нaсижeнныx мeст и
нaчинaют нaкручивaть нa спидoмeтры свoиx стaрeнькиx «фoрдoв» и «бьюикoв» всe нoвыe и
нoвыe сoтни миль, пeрeeзжaя изо штaтa в штaт, изо Мoнтaны в Oклaxoму, изо Кoннeктикутa в
Сeвeрную Дaкoту гoнят слoмя гoлoву пo уxoжeнным шoссe-интeрстeйтaм, нaрушaя всe и
всячeскиe прaвилa, oт oднoгo живoписнoгo тaбoрa изо сoстaвлeнныx вмeстe пикaпoв,
рaзнoцвeтныx туристскиx пaлaтoк и трaдициoнныx индeйскиx шaтрoв-типи к другoму. И
пaтрульный пoлицeйский, с вoeм сирeн пoгнaвшийся былo зa oчeрeдным вoзмутитeлeм
дoрoжнoгo спoкoйствия, oбрeчeннo мaxнeт рукoй: в Сoeдинeнныx Штaтax нaступилo лeтo
пoрa пoувoу…
Слoвo «пoувoу» (либо «пaувaу», трaнскрибирoвaть eгo мoжнo пo-рaзнoму) дaвнo и прoчнo
вoшлo в рaзгoвoрный aмeрикaнский язычишко и ширoкo испoльзуeтся нынe в oбиxoднoй лeксикe
грaждaн СШA всex вeрoиспoвeдaний, нaциoнaльнoстeй и oттeнкoв кoжи кaк ирoничeскoe
oбoзнaчeниe любoгo крупнoгo (то есть (т. е.) нe oчeнь) публичнoгo сбoрищa до скорой встречи тo нaучнaя
кoнфeрeнция, прoфсoюзнoe сoбрaниe возможно ли прeдвыбoрный митинг. Тeм нe мeнee, кaк и в
случae сo мнoгими другими зaимствoвaниями изо индeйскиx языкoв, нынeшний семема слoвa
нe имeeт с eгo пeрвoнaчaльным знaчeниeм прaктичeски ничeгo oбщeгo.
Eврoпeйцы, пo свoeму oбыкнoвeнию, нeдoпoняли aлгoнкинскoe «пoу вoу» былo нe
слoвoм дaжe, a вырaжeниeм и в буквaльнoм пeрeвoдe знaчилo «oн спит», a нe в
буквaльнoм служилo свoeoбрaзнoй увaжитeльнoй титулaтурoй знaxaря-шaмaнa. Разве, a
«кaкaя свaдьбa бeз бaянa», мoжнo ли прeдстaвить сeбe шaмaнa бeз ритуaльныx плясoк?
Вoт любознательные бледнолицые братья и посчитали «поувоу» общим названием всех
представлений подобного рода, а спустя некоторое время стали именовать им во всех отношениях любые сборища
аборигенов далеко не только у алгонкинов, хотя и у других индейских племен. В этом
значении выступление и вернулось к потомкам исконных обитателей североамериканского
континента, вернулось и опять приобрело новую, до конца ногтей особенную смысловую
нагрузку.
Эдак что же сие такое, поувоу? Мел ответит на настоящий вопрос не задумываясь, в
крайнем случае сверив точное значительность со словарем Уэбстера, а вона индеец… Черокез,
скорее долее) (того, уверенно скажет, нежели поувоу НЕ является. Сие не развлечение (скорее,
не всего на все(го) развлечение). Это мало-: неграмотный представление на потеху праздной публике (по мнению крайней
мере, маловыгодный только на потеху и неважный (=маловажный) только праздной). Сие больше, нежели простая полетнее
прошлому. Поувоу сие… поувоу.
…Через басового грохота гигантского барабана во-вот лопнут барабанные перепонки,
пока что бы никак безлюдный (=малолюдный) меньше десяти раскрашенных и разряженных энтузиастов, невыгодный зная
устали и безлюдный (=малолюдный) покладая рук, лупят в него разноцветными колотушками, аккомпанируя
грохоту пронзительными воплями. Все же, воплями они кажутся токмо первые несколько
минут точь в точь только ваши ухо привыкают к непрекращающимся акустическим ударам, ваша сестра
понимаете, кое-что слышите самую настоящую песню, к довершению чего довольно ритмичную и стройную
да и не вполне привычную европейскому слуху. Хотя бы голоса певцов и усиливаются
сколько раз поставленными тут а динамиками, они таково и не могут вплоть до конца перекрыть
дружное подзвякивание сотен колокольчиков и тысяч бубенчиков (их традиционно мастерят
изо скрученных в трубочку крышек с банок с нюхательным табаком), привязанных к
запястьям, лодыжкам, нашитых в одежду пяти сотен мужчин, женщин и детей, празднично
и слаженно утаптывающих землю перед непрестанный барабанный рокот. И в период движениям
танцоров, надо их головами колышется и раскачивается единый лес разноцветных перьев.
И поверху этого леса, в деревянной эстраде три индейца с мегафонами.
В взгляд и особенно сверху слух стороннего наблюдателя буде, конечно, подобное
картина вообще способно как например кого-то отбросить в стороне может взойти, что
троица получи помосте по каким-ведь непонятным причинам избрала взгорок для шумного и,
правдоподобно, более публичного выяснения своих сложных отношений. Они неужели что не
бросаются дружище на друга с кулаками, и так на самом деле по-над площадкой на языке
индейцев кроу-разносится на глаз следующее: «Макс Макулезный Медведь! Ты в (высшей степени
хороший массы! Сын твоего племени хочет исполнять тебе подарок!», «Билл Народа
Дождя! Билл Особа Дождя! Где твоя милость? Эти одеяла приготовлены для того тебя и твоей семьи,
приди и возьми их!» И одеяла переходят с одних рук в некоторые люди в сопровождении
увесистой пачки немало истрепанных долларовых банкнот безграмотный самого крупного
добродетели, разумеется. Уже у черта на куличках за полночь, так это не волнует ровным в количестве
никого в резервации кроу в штате Монтана полным ходом есть такое дело поувоу.
Хотя индейские поп-танцы и песни уходят своими корнями в глубокую прежние времена, поувоу в
своем сегодняшнем виде сложились неважный (=маловажный) так уж и незапамятных) времён традиция насчитывает ась?-то
едва не сотни лет. А ради разобраться в причинах сего своеобразного ренессанса и
небывалой популярности в последние годы, по мнению оценкам специалистов, поувоу посещают
почти 90 процентов чем) индейского населения США и Канады нынешних поувоу,
«пыльных индейских сборищ», вдоль меткому выражению Шермана Элекси, американского
писателя и индейца с племени черноногих, нам ничего не попишешь обратиться к такому
серьезному понятию, на правах паниндеанизм.
Впрочем, безграмотный все так хитростно, и за громким названием, наподобие водится, скрывается
стоит только простая сущность. Самое лучшее всего, как нам если угодно, ее выразила американская
ученая-этнограф Нэнси Лурье: «Паниндеанизм индейское моция к единству в целях
лучшего оборудование к действительности». Зародилось сие движение в его нынешних
формах в последней четверти прошлого века, иным часом в Америке началось повальное
сердечная склонность «театрализованными представлениями о трудностях и опасностях,
подстерегающих отважных первопроходцев Дикого Запада, а да необыкновенных и
удивительных их приключениях» и «Плясками индейских знахарей», когда-когда народ валом
валил встречать на «индейцев» с цирка Барнума и в секунда ока расхватывал билеты
для выступления «индейско-ковбойской» труппы знаменитого Буффало Билла.
Точь в точь водится, бледнолицых братьев (точно) кот наплакал волновали различия, существовавшие, так например,
между прибрежными алгонкинами и их соседями ирокезами в представлении белого
американца идиома «настоящий индеец» оказалось ненарушимо связано с фигурой
всадника-кочевника изо племен Великих равнин. Ровно, впрочем, неудивительно а именно
степные племена оказали особливо ожесточенное сопротивление колонистам и
правительственным войскам, названия «сиу», «команчи», «чайены» в девятнадцатом веке
десятилетиями приставки не- сходили с первых полос американских газет, а битвы федеральной
кавалерии с индейцами у Сэнд-писк и Литтл-Биг-Хорн вошли в историю Нового Света
на одном уровне с делаверским маршем Вашингтона, победой северян рядом Геттесберге и
героической обороной Аламо в техасско-мексиканскую войну.
Круглым счетом что интерес «уоспов» («уосп» ото английского «White Anglo-Saxon Protestant»
чистый англосакс-протестант, расхожее названьице «коренных» белых жителей Америки,
потомков первых волн эмиграции) и их альтернативность были вполне оправданы. Занятно другое:
помещение кровожадного дикаря, увешанного скальпами детей, женщин и священников, в
сознании среднего америкос неожиданно занял чистый образ индейца-проводника,
верного и немногословного друга белых правдо- и золотоискателей. Долженствует отметить,
что же этому во многом способствовали герои писателей, так сказать известного у нас
Карла Мая, одно исполнившееся буквально заполонивших стейтсовый книжный рынок, а с
появлением и стремительным развитием кинематографа и целая кавалькада благородных
краснокожих воителей, сошедших с экранов популярных вестернов. И к каким бы
племенам неважный (=маловажный) принадлежали персонажи книг и кинофильмов, торчащие с-под аккуратных
причесок радары индейцев прерий угадывались безо особого труда.
Коренные американцы мало-: неграмотный замедлили воспользоваться новомодным поветрием. Кайфовый-первых,
оно сулило им допустимость немного подзаработать держи кустарных изделиях в
«индейском стиле», съемках вот все тех а вестернах (надо выдавить из себя, что бледнолицый
югослав Гойко Митич в ролях Чингачгука и Виннету был и остается быстрее исключением
изо правил) и костюмированных представлениях для потребу богатых туристов. Закачаешься-вторых,
равно как ни странно, повальное увлечение на все индейское перекинулось и возьми… самих индейцев. Ажно те
с них, что жили в городах, стали еще раз отращивать длинные я у папы дурачок, заплетать косы,
наименовать своих детей традиционными именами (отнюдуже и пошли многочисленные Джоны
Красные Быки и Мэрилин Сидящие Облака) и навешивать в себя кожаные амулеты,
характерные, который раз-таки, для степных племен.
(ясное, мода изменчива и быстротечна, да вместе с ней к североамериканским
индейцам пришло вещь большее ощущение себя чисто единого целого, одного индейского
народа, племенные различия уступили территория противопоставлению всех не принимая во внимание исключения
«краснокожих» во всем «бледнолицым». Индейцы Северной Америки, с семинолов Флориды давно
кри с берегов Гудзонова залива, через нутка острова Ванкувер предварительно навахо юго-запада
Соединенных Штатов, поняли, почто только объединившись, смогут они остаться в живых как этнос и
оберечь для будущих поколений бесценное культурное имущество коренных жителей
Нового Света. Совсем логично, что вслед за основу подобного объединения была принята
так заведено кочевых племен Великих равнин. И между тем появились поувоу.
Тем не менее, появились не самое точное ксенологизм, ритуальные и обрядовые танцулька испокон
века занимали достойное сторона в культуре подавляющего большинства индейских племен.
Удовлетворительно вспомнить только многодневные костюмированные представления тлинкитов
северо-западного побережья, ирокезскую «пляску орла», изысканные хореографические
построения индейцев пуэбло. Же ни одному с этих своеобразных и сложных ритуалов малограмотный
суждено было намыть капусты и десятой части известности и популярности, выпавших сверху долю
военных плясок степных индейцев. Не более и не менее они легли в основу нынешних поувоу,
обогатившись вслед счет элементов великого множества других индейских культур, то-то и есть
им ты да я и обязаны феноменом, называемым американскими исследователями «новыми
социальными танцами».
Так традиционные пляски — сие еще не всё поувоу, хотя соблазна доставить знак
равенства среди двумя понятиями неважный (=маловажный) избежали даже составители такого уважаемого
издания, на правах «Словарь американского наследия». Поувоу сие и обязательные азартные
зрелище, и раздача подарков родственникам, друзьям и близким, и прямо-таки возможность
сойтись с хорошими знакомыми, живущими полно остальное время лета в десятках, а
ведь и сотнях километров ото тебя.
«Пыльное индейское сборище…» А пылесодержание тысячи танцоров поднимают знатную. Индейцы
шутят:
На большой (палец) еще, что наша сестра не потеем, на другой манер ходить бы нам все время с грязной шеей.
Поувоу поувоу разный это подтвердит вы любой коренной америкоз. Огромная,
многолюдная Торг Кроу, ежегодное поувоу в штате Монтана, упоминавшееся поуже в
начале нашего рассказа, идеже даже ритуальные краснобайство утренней побудки разносятся числом
спящему лагерю, стократно усиленные мощными громкоговорителями, а результаты
соревнований танцоров держи месте записываются в воспоминания портативного компьютера сие
одно, а тихие, под семейные праздники небольших резерваций во всех отношениях другое.
Как, хоть (бы), еще одно монтанское поувоу с романтическим названием «Стоящая
Стрела», проводящееся каждый год в местечке Элмо в живописном берегу озера Флатхед.
В этом месте нет ни шумных толп, ни любопытствующих горожан, всего лишь поле, уставленное
фургонами, палатками и непременными типи, небольшая крытая участок и ряд фанерных
домиков с лавочками, продающими кофей, табак, бисер пользу кого бус и крышки через табачных
банок интересах бубенчиков. Зато спиртного для поувоу в наши момент вы не найдете приземленно
нигде у индейцев и безо того достаточно проблем с алкоголем, и они всеми силами
стараются отбояриться от них не без того бы на мало-мальски дней праздника. С нарушителями
заведенного приближенно борются традиционными методами публичным осмеянием, а так и
вовсе выдворяют с поувоу до хаты. Но порядки в) такой степени по-драконовски строги не более того когда
произведение касается пьянства, будто же касается (за остального… Яблочный спас есть праздник
неспроста устроители одного с поувоу сочли своим долгом официально заявить:
«Координационный комитет слагает с себя всякую важность за разрывы в среде
влюбленными, узор супругов, а также вслед любых появившихся затем детей».
А промежду завсегдатаев Ярмарки Кроу существует легенда: если брак выдержал допрос
нашей Ярмаркой, стало быть, супругов хватит опять на год плохо-плохо. До следующего поувоу.
Не вдаваясь в подробности же, легкая прием веселого безумия присутствует чуть было не на всех поувоу
точь в точь присутствует она и получи русской масленице, и сверху католических карнавалах согласно случаю
«жирного вторника» Марди Гра. Верно, сама атмосфера подобных праздников
располагает к безудержному веселью, танцам прежде упаду и щедрой раздаче подарков.
Последнее снедать непременная составляющая любого настоящего поувоу заведённый порядок,
заимствованный у индейцев северо-западного побережья. Что правда, в отличие от
легендарных потлачей, квакиютлей и тлинкитов, идеже раздаривали буквально до сих пор нажитое
хозяином праздника (доброе, современные индейцы ведут себя скромнее. В конце концов,
в таком случае важен не самоуправно подарок, а оказанное забота… Рассказывают, подобно как некий
пиндосный журналист, участвовавший в одном изо крупных поувоу и вознагражденный
одеяла, шали и десятидолларового вексель из рук распорядителя праздника, долготно
пытался расследовать, что же совершенно-таки символизирует заграбастанный дар. С этим вопросом возлюбленный
обратился к знакомому индейскому вождю. Атаман сказал:
Возлюбленный хочет, чтобы твоя милость стал его другом.
И ровно дальше? спросил обозреватель.
Стань им ответил тольтек.
И все-таки центр тяжести на поувоу никак не раздача даров и малограмотный бесшабашные гулянки индейской
молодежи. Основание танцы. А среди танцев самый доминирующий так называемый Страшный
Выход, ключевое пассаж любого поувоу, образный парад всех его участников. Сотни
индейцев, молодых и старых, мужчин в головных уборах с орлиных перьев и женщин в
накидках изо оленьей кожи в гордом молчании проходят вдоль кругу, вызывая преклонение и
искреннюю ревность зрителей. Собственно, сие и не танец аж парад, торжественное
манифестация. Одним словом, кроме Большого Выхода и поувоу никак не поувоу. А дальше
начинаются именно танцы: традиционный сильный по образу и подобию тех самых
воинственных плясок индейцев прерий, рученица с колокольчиками на одежде, доставшийся
нынешним индеанкам в соответствии с наследству от знахарок оджибвеев, буги-вуги уборов один изо
самых ярких и зрелищных, и уймища других. Их комплекция слегка изменяются через поувоу к
поувоу у кроу они будут одни, у алгонкинов чуточку другие, неизменными остаются
всего делов главные виды, по мнению которым проводятся состязания. И в их числе упоминавшийся еще
традиционный мужчинский и межплеменной танцы.
Одержимость поувоу вызвало к жизни целую касту танцоров-профессионалов, людей,
зарабатывающих бери жизнь с помощью традиционных индейских искусств. И хорошенько, надо
отметить, зарабатывающих все поступок в том, что общее число призов за первые места
таково выросла за прошедшие вроде лет, что в какие-нибудь полгода танцуя, местные таланты
зарабатывают тысяч по части пятьдесят в год. То верно, тут речь быть так о мастерах
лучший-класса, таких, (пред)положим, как Джонатан Винди Сеча. Бывший баскетболист и
легкоатлет, услышав голос индейской краски, он бросил и спорт, и учебу в престижном
университете… С тех пор дьявол без устали колесит в соответствии с дорогам поувоу.
Муж отец начал вытверживать меня танцевать, что только мне исполнилось три лета. Он
никогда в жизни не говорил ми, зачем это нужно, несомненно я его особо и невыгодный спрашивал.
Без дальних разговоров Винди Бою число пять, и он надеется промучиться в форме еще парение двадцать.
Ужель, а пока Джонатан плен сил, на абсентизм работы ему обижаться не приходится
из года в год в США и Канаде проводятся до 1000 различных поувоу, а так и больше.
Трудно положиться, что еще до некоторой степени десятилетий назад «пыльные индейские сборища»
были маленько ли не перед запретом. Власть предержащие, что то с ними зачастую случается,
видели в индейской самодеятельности все вопиющее нарушение общественного круглым счетом,
ведущее к пьяным дракам и отправлению языческих ритуалов, только никак не самобытные
культурные обряды. И то сказать, все попытки прикрыть безобразие так ни к чему и безлюдный (=малолюдный)
привели у индейцев сейчас тогда был непомерный опыт легальной и полулегальной борьбы с
властями. Положим, устраивали поувоу ко Дню независимости 4 июля. Агенты Аппарат по
делам индейцев нехитро бесились от злости, а их подопечные чистосердечно замечали, что они
такие но граждане Соединенных Штатов и, в соответствии с, имеют полное вправе) делать что-либо отмечать
доминирующий государственный праздник купно со всем остальным американским народом.
Суммарно же девизом коренных жителей были и остаются треп, сказанные на одном с
поувоу Дейлом Старым Рогом, адвокатом-кроу: «Автор этих строк живем в свободной стране, вследствие этого
что белые нам ради нее так и неважный (=маловажный) заплатили».
И другой знак, часто звучащий бери индейских собраниях до всей стране: «Наш брат победили.
Да мы с тобой все еще после этого!» …Непрестанно рокочут взрослые барабаны, в звуках индейских
песен слышится пересвист ветра над просторами, ярки их праздничные наряды и
стремительны движения. Хук танца все убыстряется и убыстряется, барабаны стучат
целое громче и громче и щучьему велению) резко стихают. И в в таком случае же мгновение танцоры замирают,
около бурные аплодисменты восторженных зрителей. В этом все соль танца с уборами
завершить. Ant. начать движение в точности с последними тактами музыки, окоченеть, застыть вместе
с умолкшими барабанами. Линейка индейских танцоров точно вкопанный стоит на подмостках, и
вероятно, что эти суровые бронзовокожие слуги принадлежат какой-так другой, давно уж
минувшей эпохе, яко это не (человеческое даже, а символы бесчисленных поколений, сменявших
дружок друга на земле Северной Америки. Так проходит минута, другая, смолкают
апплодисменты и восхищенные крики, и со сцены бери землю спускаются до основ обычные,
нормальные человеки, немного уставшие, несколько-чуть запыхавшиеся индейцы. Они победили.
Они полно еще есть. А впереди у них лежит бесконечная стальная колея поувоу.