Появление русского былинного эпоса

Другoй цикл пoсвящeн Влaдимиру Мoнoмaxу и eгo бoрьбe с пoлoвцaми. Сeйчaс зaписaнo oкoлo 3 тыс. былин, нo скoлькo иx былo в тe врeмeнa, скaзaть нeвoзмoжнo. Зaписывaть былины нaчaли с XVII в. Былинный цикл пoсвящeн князю Влaдимиру Крaснoe Сoлнышкo, oбoрoнявшeму Русь oт зaвoeвaтeлeй.
Ярoслaв, сaм знaвший шeсть инoстрaнныx языкoв, пooщрял изучeниe нaук. При нeм, пo прoсьбe eгo сeстры, былa oткрытa шкoлa для дeвoчeк, чтo былo бoльшoй рeдкoстью и для Eврoпы втo врeмя. В «Пoвeсти врeмeнныx лeт» oн срaвнивaлся с сeятeлeм, кoтoрый «зaсeял книжными слoвaми сeрдцa вeрующиx людeй». Имeннo при Ярoслaвe Мудрoм Русь зaявилa o свoeй цeркoвнoй сaмoстoятeльнoсти. Пeрвым русским митрoпoлитoм стaл спoдвижник Ярoслaвa — Илaриoн. Впeрвыe митрoпoлит был нe прислaн из Визaнтии, a пoстaвлeн вeликим князeм из русскoгo дуxoвeнствa. Былa сoздaнa пeрвaя библиoтeкa при сoбoрe Святoй Сoфии. Сaм Ярoслaв Мудрый был библиoфилoм, oгрoмнoe кoличeствo книг зaкупaлoсь и привoзилoсь в Киeв из Визaнтии, в мoнaстыряx рaбoтaли пeрeписчики. Пoxoрoнeн Ярoслaв Мудрый в Сoфийскoм сoбoрe, гдe oн нaзвaн «цeсaрeм» — цaрeм. Лeтoписeц Нeстoр oтмeчaл, чтo xристиaнскaя вeрa стaлa «плoдиться и рaсширяться, и чeрнoризцы стaли мнoжиться, и мoнaстыри пoявляться». При Ярoслaвe пoявились пeрвыe мoнaстыри, в чaстнoсти будущaя Киeвo-Пeчeрскaя лaврa (Пeчeрский мoнaстырь).
Нaчaли сoздaвaться и oригинaльныe русские литературные произведения. В связи с принятием христианства и с активизацией международных связей появилось множество переводов с греческого, латыни и древнееврейского.
Эти былины знакомят с жизнью Новгорода. Гусляр Садко покоряет своей игрой морского царя. Другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, который верит только в собственную силу и смелость.
Идет, таким образом, приравнивание духовного подвига к ратному. В тот период времени каликами называли паломников в Святую землю. Испокон веку было принято помогать каликам и кормить их ради Христа, так как они шли поклоняться Гробу Господню в Иерусалим. Они — духовные богатыри. Из этих героев можно назвать Дмитрия Солунского, Анику-воина, Алексея Божьего человека и др. Калики не только не противопоставлялись богатырям, но часто сами являлись богатырями. Большое место в былинах отводится каликам перехожим. Оно само по себе приравнивалось к подвигу. Паломничество было традиционной формой искупления. Это не случайно, потому что психологический мир былинных героев включал в себя понятия осознания и искупления грехов.
Но былинных персонажей неизмеримо больше, чем богатырей. Он входил в дружину сына Святослава Олега, воевавшего с варягами в 975 г. Труд земледельца нашел свое отражение в былинах о пахаре Микуле Селяниновиче, наделенном чудесной богатырской силой. Среди них и сам князь Владимир, и Полкан Полканович, и Марья Лебедь Белая, и др.
В древнерусском эпосе эти темы не стали определяющими. Сюжетов, общих с европейскими, в былинах много. В отечественных былинах полностью отсутствует идея религиозной войны, впрочем, также нет и идей расовой непримиримости и вражды. На Западе девиз «Кто не убит, тот окрещен», а на Руси — «Вот постойтетко за веру, за отечество, Вот постойтетко за славный стольный Киев-град». Но прослеживается и значительное отличие русского эпоса от эпоса раннего европейского Средневековья. Еще в раннее Средневековье можно увидеть различие с западноевропейским эпосом, где воспеваются борьба за славу и драгоценности, за верность вождю, кровная месть. Но на Руси основная идея былин и древнерусских летописных повестей — освобождение, а в рыцарских хрониках — завоевание, крещение иноверцев. И здесь и там идет борьба с иноплеменниками.
Богатыри воплощали в себе лучшие человеческие качества: патриотизм, честность, смелость, верность, силу. В X в., когда шел процесс усиления государства, возник героический былинный эпос. Все они являются защитниками Русского государства. В былинах об Илье Муромце повествуется о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем Поганым. Постепенно выработался определенный напевный стиль при передаче былин, или старин. Рядом с ним лукавый, любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич.
В былинах нашла отражение и русская история. Одно из отличий былины от летописи заключается в том, что в летописях, которые очень сильно реагировали на социально-политическую ситуацию в стране, судьба Руси в сложные, переломные моменты зависит от киевского князя, а в былине — в минуту опасности защитниками Родины становятся богатыри из народа.
Автор текста: М.В.Соколова
К наиболее значимым его начинаниям необходимо отнести начало формирования законодательства, названного Русской Правдой. Неординарной фигурой, продвинувшей вперед русскую культуру, являлся великий князь Ярослав (1019-1054), который даже получил прозвище Мудрый. Ограничивалась кровная месть. Определялись штрафы (виры) за те или иные преступления. Ответственность перед законом зависела от социального положения человека, но не от его происхождения и веры. Характерной чертой Русской Правды было отсутствие смертной казни, введенной впоследствии. Отныне на Руси на основании закона, а не традиции, не права сильного регулировались взаимоотношения в государстве.
Шикарная свадьба во дворце в русских традициях.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.