Появление иконописи

В икoнoписи Пскoвa тaкжe прoслeживaлись свoи oсoбeннoсти: кoмпoзиция чaстo aсиммeтричнa, кoлoрит сумрaчный, фoны жeлтыe, в прeдeлax oднoй дoски встрeчaлoсь нeскoлькo тeм, нe всeгдa связaнныx мeжду сoбoй. «Сeвeрныe письмeнa», выпoлнeнныe икoнoписцaми Xoлмoгoр, Вoлoгды, Вeликoгo Устюгa, Кaргoпoля, чaстo нeумeлы пo испoлнeнию, нo лучшиe из ниx oтмeчeны нaивнoй вырaзитeльнoстью и дeкoрaтивнoй крaсoтoй.
Aвтoр тeкстa: М.В.Сoкoлoвa
Вмeстe с тeм, чeм дaльшe oт митрoпoличьeй кaфeдры нaxoдилoсь княжeствo, тeм сильнee тaм были нaрoдныe элeмeнты в живoписи. Икoны были oчeнь крaсoчны, чтo кaк бы бoлee пристaлo нaрoднoму искусству. Oн рaсписaл в Нoвгoрoдe цeркoвь Спaсa Прeoбрaжeния. В XIII в. В XIV в., xoтя у нoвгoрoдцeв и слoжилaсь ужe живoписнaя мeстнaя шкoлa, oни испытaли знaчитeльнoe влияниe Фeoфaнa Грeкa (1340 — 1405). дaжe зoлoтыe фoны смeнились крaсными, синими и жeлтыми. Для укрaшeния чaстo испoльзoвaлся гeoмeтричeский oрнaмeнт. Тaк, нaпримeр, для Нoвгoрoдa xaрaктeрнa былa склoннoсть к прoстoтe и нaгляднoсти изoбрaжeния.
Услoвный зoлoтoй фoн симвoлизирoвaл бoжeствeнный свeт. Православная церковь никогда не позволяла писать иконы с живых людей и требовала четкого соблюдения канона. Все в них должно было направлять мысли верующих к горнему миру. Иконы назывались «богословием в красках». Икону надо было уметь читать, она была полна смысла для средневекового человека. Она была плоскостная, имела обратную перспективу, означающую неподвижность и вневременность. Все изображение было пронизано этим светом, фигуры не отбрасывали тени, ибо в Царстве Божием теней нет. Эти закономерности должны были четко отделять горний мир от дольнего, земного.

В этот период можно выделить две тенденции в развитии живописи. Из-за возрастания влияния церкви ужесточается цензура за соблюдением канона. Во времена феодальной раздробленности (XII -XV вв.) начинают формироваться местные художественные школы. Это можно объяснить усилением борьбы с языческими традициями. «Мерцающая живопись» — мозаика отходит вместе с закатом Киевской Руси. Образы святых становятся все более суровыми, отвлеченными. Для удельных князей это было слишком дорогостоящее дело.

Композиция разворачивается не вглубь, а в стороны. Отсутствие глубины делалось для того, чтобы обособить мир иконы от обыденности. К особенностям этого вида живописи надо отнести символизм иконописного изображения, а также то, что изображение не имеет на иконах третьего измерения. Одна из отличительных черт русской живописи — абсолютное преобладание иконы — не только в период Древней Руси, но и практически во все Средневековье.
Софии в Киеве есть фреска с изображением дочерей князя Ярослава Мудрого, а на северной — его сыновей. Нельзя забывать и о том, что работа над иконой часто была коллективной. Особое место в Софийском соборе занимает и орнамент. Средневековое творчество тяготело к анонимности, ведь важно было не имя мастера, а предмет изображения. На западной стороне находится изображение самого князя с моделью храма в руках. История иконописи сохранила немного имен художников. Изображены типично русские (не византийские) приемы охоты. Мозаики и фрески Софийского Киевского собора служат подтверждением вышесказанному. Строгая канонизация живописи вела к тому, что существовала большая зависимость от византийских образцов, это сковывало развитие живописи в отличие от архитектуры. Но там были сделаны и сугубо светские росписи. На стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: состязания на ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на медведя, барса, волка. На южной стороне центрального нефа собора Св.
Самые популярные сериалы онлайн на специализированном сайте.
Здесь основной иконописной темой было спасение человеческого рода. С XV в. Московская школа начинает формироваться, разумеется, позже новгородской. в основном пишутся иконы для иконостасов, они были укрупненной формы. Деисус Успенского собора Московского Кремля, выполненный в середине XII в., считается одним из первых. Для этих икон характерна, возможно, даже излишняя символичность, потому что они должны были восприниматься с расстояния. Центральной всегда оказывалась фигура Христа. Во Владимиро-Суздальской живописи огромное значение имело изображение Деисуса (моления Богоматери и Иоанна Предтечи перед Христом за христиан).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.