Нижняя Силезия – туристическая Мекка Польши

В последнее время интерес к этому месту только возрос.

В августе прессу Польши, а за ней и других стран, облетела сенсация.

Еще бы — появилась надежда, что одна из самых известных в стране исторических тайн близка к разгадке, пишет Хроника.инфо со ссылкой на Сегодня.

Два кладоискателя заявили, что за вознаграждение готовы сообщить место, гда спрятан полумифический то ли железнодорожный состав, то ли бронепоезд, внезапно исчезнувший в Совиных горах под Вроцлавом в конце Второй мировой войны. Эта новость за короткое время сделала Нижнюю Силезию одним из самых обсуждаемых туристических регионов мира. Сегодня на одном из въездов в сонный и депрессивный шахтерский городок Валбжих, путешествеников даже приветствует дорожный знак, перечеркнутый надписью: «Поезд — здесь!».

Нижняя Силезия — на стыке трех стран и народов
За последние пару веков юго-западная окраина современной Польши побывала под властью нескольких государств.

От всех народов в местной архитектуре что-то да осталось. Конечно, польский дух преобладает. Но в столице — городе Вроцлаве (до войны назывался Бреслау) ощущается сильное германское влияние. Нередко в нижнесилезских горах вдруг замечаешь домики подобные тем, что встречаются в австрийском Тироле — наследие империи Габсбургов. Иногда на мостах встречаешь скульптуру великомученика Яна Непомуцкого — это чешская традиция. А над городком Клодзко возвышается крепость, которую поочередно строили чехи, австрийцы и немцы.

Ксенж. Роскошное здание с пробитыми под ним подземельями должно было стать ставкой Гитлера
Все основания для рождения легенды
Для понимания истории «золотого поезда» нужно рассказать о двух моментах немецкого периода истории Нижней Силезии. Точнее — о временах Второй мировой войны.

ДВОРЦЫ И ЗАВОДЫ. Адольф Гитлер жаловал Нижнюю Силезию. Во Вроцлаве до сих есть отель, где фюрер любил останавливаться. Места здесь красивые, замков настроено больше, чем в знаменитой долине Луары во Франции, а немцы составляли едва ли подавляющее большинство населения. К тому же они благоволили к политике фюрера. В годы войны в роскошном дворце Ксенж появились сотрудники «Организации Тодта» — немецкого «стройбата», возводившего самые ответственные и важные объекты в Третьем рейхе. Эксперты отмечают, что, судя по изменениям, внесенным в планировку, здесь явно планировалась штаб-квартира для высших чинов.

Несмотря на то, что нацистская Германия в начале войны занимала огромное пространство (учтем также оккупированные территории), ее экономика буквально сразу начала страдать от бомбардировок, которым подвергала немецкие заводы антигитлеровская коалиция. С каждым годом ситуация становилась все тяжелее. Налеты учащались и становились все более разрушительными. В такой ситуации Нижняя Силезия выглядела довольно уютным местом. Вражеские бомбардировщики с запада долетали сюда на пределе своих возможностей. А советско-германский фронт находился еще далеко на востоке. Для большего спокойствия решено было спрятать промышленные объекты в недра гор.

Масштабы. В тоннелях свободно мог укрыться танк «Тигр».
Местные невысокие и лесистые горы как нельзя лучше подходили для этой цели. Неподалеку есть месторождения полезных ископаемых, население настроено лояльно и, значит, партизанить не станет. Прочная горная порода при проходке не обрушалась, а то, что работа была каторжной, никого не смущало. Гигантский концлагерь Гросс-Розен исправно поставлял тысячи «недочеловеков» — в основном славян и евреев.

До того момента, как Красная Армия выбила нацистов из Нижней Силезии, они успели создать впечатляющую систему подземелий — так называемую «Гигант» (Anlage Riese). Это — огромный комплекс, который представляет собой целую систему объектов, разбросанных в Совиных горах и, если верить живучим слухам, соединенных между собой многокилометровыми тоннелями. То есть речь идет уже не о городе, а целом промышленном районе в недрах гор. Кстати, под упомянутым выше дворцом Ксенж тоже есть многочисленные тоннели, что подтверждает версию о том, что здесь планировалась ставка фюрера.

До сих пор неизвестно, что собирались производить нацисты в тоннелях «Гиганта». Специалисты говорят о ракетах «Фау» и даже об атомной бомбе. Кто знает, как бы повернулась история, если бы не быстрое наступление советских войск в конце войны. Нацисты так и не использовали «Гигант» по назначению. Вместо этого им пришлось подрывать входы в тоннели и быстро отступать на запад.

ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ. Историки отмечают, что еще в начале войны в Нижнюю Силезию вывозили художественные ценности из городов, подвергавшихся бомбардировкам союзников. А через пару лет регион и его столица Бреслау становится складом и перевалочным пунктом для ценностей, награбленных в музеях и частных коллекциях Восточной Европы. Ввиду наступления Красной Армии нацисты вынуждены были срочно вывозить все эти ценности либо надежно прятать в тоннелях «Гиганта».

Как видим, сформировалась все условия для рождения легенды о спрятанных сокровищах.

Склад. Одно из подземных хранилищ нацистов, захваченных союзниками.
МНОГИЕ СОМНЕВАЮТСЯ
Если читатель помнит, то с самого начала сообщалось, что два кладоискателя нашли стоящий в одном из затерянных тоннелей бронепоезд, в котором якобы находится 300 тонн золота.
Очень быстро после сообщения начали раздаваться критические голоса, которые возвращали мечтателей на бренную землю.

Так, вызывают сомнения сами данные, подтверждающие находку. Первооткрыватели приводят расшифровку данных микросейсморазведки (также называемой георадаром), на которых якобы видны очертания вагонов в толще горы. «В своей жизни я интерпретировал тысячи профилей, полученных георадарами, — говорит доктор Иржи Житек из Горно-металлургической академии (Краков).— Однако ни разу не видел ничего подобного. Нужно относится к этим данным с изрядной степенью недоверия». Но еще большее сомнение вызывал даже не сам факт существования бронепоезда в недрах гор, а его груз.

Если поезд существует, то в нем не золото, а сырье и документы.

«Какие 300 тонн золота в государстве на грани крушения после многих лет войны? — задает вопрос польский популяризатор истории Богуслав Волошанский. — Такое сокровище могли держать только в Рейхсбанке. А содержимое его хранилищ было вывезено в Тюрингию, где и досталось американцам». Во Вроцлаве до сих пор не умер слух о том, что в конце войны горожанам Бреслау приказали сдать имеющиеся у них ценности на хранение в полицию. И якобы именно они находятся в поезде. «Нет ни одного живого очевидца той операции. Более того, немецкая полиция должна была выдать квитанции всем, кто сдавал ценности. Нет ни одного оригинала, ни копии подобной квитанции», — обращает внимание ученый и исследователь Нижней Силезии Роберт Кудельский. По мнению руководителя туристического объекта «Подземный город «Осувка» Здислава Лазановского, если в вагонах и есть драгоценности, то их немного: «Более правдоподобно, что поезд гружен стратегическим сырьем. А еще — документацией и произведениями исскусства». Власти также предупреждают излишне ретивых энтузиастов, что среди содержимого могут быть и отравляющие газы.

Читайте также: Путешествуем по Украине: секреты отдыха на Кинбурнской косе

Недострой. Подземный комплекс завершен лишь частично.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.