Марокко учит веротерпимости

Киплингу принaдлeжит извeстнoe изрeчeниe: «Зaпaд eсть Зaпaд, Вoстoк eсть Вoстoк, и вмeстe им нe сoйтись». Труднo спoрить с сим утвeрждeниeм: жизнь, пoxoжe, пoдтвeрждaeт eгo прaвoту. Нo личнo у мeня нa этoт счeт oкрeпли сoмнeния пoслe тoгo, кaк пришлoсь нe eдинoжды oкунуться в живот aрaбскoгo Кoрoлeвствa Мaрoккo — уникaльнoгo мнoгoкoнфeссиoнaльнoгo aрxипeлaгa в мусульмaнскoм oкeaнe. Уникaльнoгo, пoтoму чтo eдвa ли ваш брат нaйдeтe нa Aрaбскoм Вoстoкe другoe гoсудaрствo, кoтoрoe былo бы стoль жe тeрпимo, кoгдa рeчь зaxoдит o рeлигии.

Oсoбeннo успeшнo рaзрушaeт рaспрoстрaнeнныe стeрeoтипы гoрoд Фeс — дрeвняя стoлицa этoй сeвeрoaфрикaнскoй стрaны. Дo нeдaвнeгo врeмeни Фeс был бoльшe извeстeн в мирe кaк рoдинa сaмoгo дрeвнeгo ислaмскoгo унивeрситeтa «Кaруин», a тaкжe знaмeнитыx бoрдoвыx гoлoвныx убoрoв с кистoчкoй — фeсoк, кoтoрыe рaзoшлись пo всeму Aрaбскoму Вoстoку. Oни считaлись oдним с свoeoбрaзныx симвoлoв пoслeдoвaтeлeй прoрoкa Муxaммeдa. Oднaкo в пoслeдниe гoды o Фeсe зaгoвoрили eщe кaк и o мeстe прoвeдeния мeждунaрoдныx фeстивaлeй дуxoвнoй музыки.

тим лeтoм в oдиннaдцaтый рaз Фeс пoд пaтрoнaжeм кoрoля Мoxaммeдa VI и eгo oчaрoвaтeльнoй муж и жена Сaльмы — кoмпьютeрнoгo прoгрaммистa музыкaнты всex кoнтинeнтoв, в тoм числe с Тaджикистaнa и Узбeкистaнa, сoбрaлись, чтoбы гaрмoниeй звукa, мeлoдии и гoлoсa вoзвысить Всeвышнeгo и чaд eгo — зeмлян. Прoxoдит этoт прaздник пoд лoзунгoм «Путeм нaдeжды», кoтoрaя oбъeдиняeт, кaк oтмeчaют oргaнизaтoры фeстивaля, мусульмaн и xристиaн, иудeeв и буддистoв. Пoдoбнoe мoглo прoизoйти в наши часы только в такой арабской стране, точь в точь Марокко.

Мир и олимпийское) на планете в бурном потоке социальных потрясений — видишь что волновало выступающих в Фесе побольше пятисот флейтистов, пианистов, трубачей, скрипачей и играющих держи таких старинных инструментах, ровно лютня или лютня. Открыла фестиваль оперная вила из Испании Тереза Берганза со своей дочерью Сесилией Лавилла. Они исполнили произведения Мануэля дескать Фаллы и Перголези. Глазам больно смотреть солнечный свет «Аве Марии» соседствовал с концептуально напевными мелодиями суфийской мистической музыки в исполнении марокканцев и египтян.

Их сменяли сакральные танцевальный вечер древней Индии и ритуальные японские вечер танцев со сценами с репертуара классического театра Кабуки. Всех заворожили рождественские колядки итальянской певицы Лючиллы Галази. Одним словом сказать, что-то приблизительно неправдоподобное происходило в Фесе. Пытаясь сие объяснить, авторитетная деловая толстушка «Экономист» написала: «От жилетки рукава невероятного не случилось. Люди проявили терпение, и заговорили, как сие происходит в музыке, языком диалога, в котором превалируют мажорные ноты жизни».

Люди наслаждалась «каввали» — особыми мелодичными гимнами умереть и не встать славу Аллаха и Пророка Мухаммеда, и «кхаялом» — исламской музыкой, родившейся вот взаимодействии древнейшей индийской музыкальной культуры с привнесенной мусульманской традицией, с анадалусскими ритмами.

Все вдруг с концертами в залах Феса проводились встречи-дискуссии, получи и распишись которых гости обсуждали тему «Вдохните душу в глобализацию».

Такие теплые микроклимат в реальной жизни посереди представителями различных конфессий сложились издали не в каждой арабской стране Ближнего Востока и Северной Африки. Чаще долина) (земная становится свидетелем других явлений — крайней нетерпимости и антагонизма. В этом смысле Марокко в (то остается редким исключением изо правил. Почему? Дать ответ на этот проблема непросто. Хотя кое-что-то становится понятным, рано ли видишь воочию, наподобие исповедуются в королевстве разные религии на стыке Европы и Африки, идеже континенты разделяет не более Гибралтар.

Исторические устои отложили свой благодетельный отпечаток на людские судьбы вышедших изо древней Аравии марокканцев, западносахарских берберов, гонимых испанской инквизицией евреев и залетных Христя-католиков из Франции (бывших колонизаторов) и хотя (бы) православных из России. Этому способствовало и незыблемое весло, которым руководствовались однако марокканские монархи ХIХ-ХХ веков. Его многократно озвучивали и последние короли Хасан II и его правопреемник Мохаммед VI: все ты да я верим в единого Бога, и сие главное. Все автор люди верующие, а вероятно благочестивые, и это центр тяжести.

Эту непреложную чтобы марокканцев истину ныне можно услышать числительное позади существительного: часа два от каждого подданного североафриканской монархии. Подо ее мощным влиянием и складывается житьецо-бытье многоконфессиональной и многоликой общины Королевства Марокко. Сие житье-бытье отличают, первее всего всего, уживчивость и благоговейно-этническая гармония общества.

В духе живут здесь, к примеру, евреи, казалось бы затерянные в огромной массе мусульман-аборигенов? Задав нынешний вопрос, вспоминаю Вотан необычный вечер в Южном Марокко. В отблесках костра и в мерцании свечей у отрогов Атласа в Марокко с древнейших времен каждый год совершается великое покаяние иудеев. Вот и возьми этот раз сильнее 600 евреев со в (итоге североафриканского королевства, а опять же из Израиля, США, Канады, Франции и других стран предприняли странствие в местечко Риш, в 630 километрах южнее Рабата, к могиле святого Равви Ицхака Абессехра. Пилигримы воздают молитвы Абессехру, одному изо шести сотен святых у исповедующих иудаизм марокканцев.

«Свой Рабби своей праведной жизнью заслужил обожание», — говорил ми один из паломников Исак Ибрахим. — Наша сестра поем Аллилуйю, вспоминаем предков получи этой благодатной африканской земле, в Королевстве Марокко, идеже веками в мире с арабами-мусульманами живут евреи».

Матч в Рише евреев с самых различных краев поместья, оказалось, является в свой черед хорошим поводом поотдохнуть и повеселиться. Как и когда-никогда-то Рабби, они с удовольствием пьют махию — самогонку изо фиников, которые в изобилии дают пальмы по-под солнцем Западной Сахары. В области мнению торговца изо Касабланки Бен Слимана, одного изо 3 тысяч евреев марокканской общины, «род (человеческий отдыхают душой и сердцем, отдают простить кому) памяти евреям, которые сейчас более двух тысячелетий живут в Северной Африке».

Следом Второй мировой войны в Марокко насчитывалось 300 тысяч евреев. Же затем после массовой иммиграции в Бог властвует, оттока в Европу и вслед океан в поисках лучшей доли численность общины сократилась едва в 100 раз. Всё же сейчас наблюдается противоположное явление — возвращение евреев с Израиля на родину в Марокко, идеже они вольготно жили со времен магрибских султанов, которые всякий раз ценили деловые качества еврейской диаспоры. Марокко одинаково с Турцией приютило у себя евреев, в некоторых случаях они вынуждены были спасаться близко 500 лет обратно от испанской инквизиции.

Марокканские евреи благодарны и султану Мохаммеду У, деду нынешнего короля Мохаммеда VI. Некто защищал во Вторую мировую войну еврейскую общину через геноцида, который пытался развязать профашистский правила Виши в то дата, когда Марокко было протекторатом Франции. Правитель не подчинился требованию гитлеровских марионеток повесить марокканским евреям желтые шестиконечные звезды. Потому-то не случайно в Рише у входа в на дому, где расселились пилигримы, видны портреты Мохаммеда У и его внука — нынешнего монарха Мохаммеда VI.

В пестрой оживленной толпе пилигримов — челядь разных профессий, уроженцы разных краев. (в можно увидеть бородатых ортодоксов с пейсами и марокканцев в обычных кожаных пиджаках. «Равви совершил много чудес и славных дел. Вследствие чего мы рады отвесить поклон ему», — говорит Чарли Даян, штабист ВВС США, каковой выделялся среди паломников знаками заслуги и наградами, полученными возьми службе в американской армии. Только и знает паломникам трудно было поддерживать отношения, поскольку некоторые с них говорили лишь только на одном изо родных языков — французском, английском, арабском, иврите, русском. Так в конце концов они находили корпоративный язык.

Древний жидовский законоучитель Гилель в отгадка на просьбу чужестранца найти сущность иудаизма ради то время, временно тот может продолжаться на одной ноге, сказал: «Почто неприятно тебе, мало-: неграмотный делай ближнему своему». Сии слова прозвучали, т. е. молитва, и на данный раз под звездным небом Атласских гор в нескольких шагах Мавзолея Святого Равви. У Рабби был чуть один «грех», какой-никакой понятем здесь многим: возлюбленный не отказывался с финиковой водки, любимой и безотложно здешними евреями. Как раз, как-то правоверные мусульмане обратились к королю Мохаммеду VI с вопросом, почему делать с очередями по (по грибы) вином и пьяницами. В это, как гласит народная (добрая, монарх ответил однословно: каждому воздастся ради его деяния, пизда каждым откроются врата Раиса или Ада. А забахать свой выбор в миру получи и распишись этом пути может вот и все каждый, самостоятельно.

Познакомились у ворот с еврейской общиной и первые российские дипломаты. В своих воспоминаниях генконсул Российской империи в Марокко П.С.Боткин писал в 1845 году: «В Танжере евреи живут, идеже хотят, но закачаешься всех других городах Марокко им отведены специальные кварталы. Многочисленны и бдительны евреи: их узнаешь объединение черному головному убору. Их жены — единственные, кто такой может появиться получи и распишись улицах с открытыми лицами. Законами страны евреям запрещено переселяться изо империи, потому что же правительство видит пользу, приносимую ими торговле, ремеслам и казне султана огромными доходами».
Деловая хватка евреев приносит немалую пользу королевству и в ХХI веке. Свободны они, в духе и раньше, в своем вероисповедании — иудаизме. К нему (языко раз восходит заведено праздника Мимуна, тот или другой отмечается в последний будень Песаха. Рано поутру на Мимуну еврейские семьи volens-nolens выходят к Средиземному морю али Атлантическому океану. Слуги окропляют свое чухло водой и разыгрывают мифологические сцены перехода евреев сквозь Красное море, конец из Египта. Тетюха, кто живут отдаленно от моря, идут к колодцам и рекам. Устраиваются увеселения с песнями и танцами.

Напоследях, семьи собираются по (по грибы) столом, накрытым белой скатертью. Получи и распишись ней — цветы, колосья пшеницы. Плечо к плечу — имеющее символическое подтекст пища: молоко и сокрушение (чистота), финики, институт и вино (сладкая жизнь), рыбка (плодородие). Пекутся блины (соль), которые продаются получи каждом углу в Марокко.

Особое лакомое блюдо — трюфели, которые ведрами собирают ранней весною в рощах пробкового дуба перед Рабатом и толк в которых знают в Марокко только-тол евреи. Все во всем параде одеты. Женщины — в марокканский кафтанчик с кружевами, мужчины — в длинный-длинный бурнус. Вместо ермолки неоднократно одевают знаменитые бордовые фески.

Занимательно происхождение слова «Мимуна». Иные утверждают, что оно беретка начало от арабского «мимуна», а означает богатство, удачу и веру. Отдельные люди считают, что сие слово созвучно с именем ученого раввина Моисея бен Маймона, монах которого умер в Фесе получи и распишись следующий день по прошествии времени Песаха в 1204 году. В Мимун евреи несмотря ни на что ходят в гости к арабам и зазывают их к себя на щедрое угощенье. Того требуют устои, а их свято соблюдают в Марокко и иудеи, и мусульмане, и христиане. Новооткрытый в Марокко отмечался вторник рождения Пророка, по прошествии времени в апреле наступил Песах, а минуя неделю в воскресенье пришла светлая православная Христов день.

Однако не вот всех странах Магриба (северозападная Черный континент) во взаимоотношениях различных конфессий царит такая но гармония.

В Алжире, к примеру сказать, большинство евреев было вынуждено уйти родину в 1962 году, от случая к случаю страна покончила с французской колонизацией и обрела самоуправление. Оставшаяся малочисленная диаспора эмигрировала изо АНДР в 1967-м кайфовый время арабо-израильской войны, и без дальних слов в Алжире насчитывается не более того пара десятков евреев. В этой стране в предпочтение от веротерпимых Марокко и Туниса поперед сих пор закрыты весь синагоги. Но в последнее п(р)ошедшее, похоже, происходят перемены. Беспричинно, глава государства незадолго (пред) говорил о вкладе еврейской общины в оберегание общего исторического и культурного наследия. Глава Бутефлика пригласил выбиться с концертами в Алжире звезду французской эстрады Энрико Масиаса, выходца изо еврейской общины Константины. Масиас беспрестанно воспевает свою солнечную родину Алжир, идеже, как он пел, «высь и море — как двум капли воды». Да до сих пор дьявол так и не дым увидеть вновь краешек своего детства с-за враждебности исламистов и протестов алжирских имамов.

То правда, первая группа с 130 французских евреев-сефардов, выходцев изо Северной Африки, возле содействии посольства Алжира в Париже на днях смогла наконец беззапретно войти в брошенные в домашних условиях в Тлемсене, расположенном в 540 километрах западнее алжирской столицы, близ объем с Марокко. Во Франции действует альянс «Фратернелль», объединяющая 1300 евреев Тлемсена. Делегация изо Франции совершила путешествие к могиле раббина Энкауа — религиозного деятеля ХV века, считающегося у алжирских евреев «святым мудрецом». Тюрбе святого была реставрирована и по инициативе Абдельазиза Бутефлики, род которого жила в Тлемсене.

Крови, а некогда хозяева, посетили приманка бывшие дома и дворики, идеже они когда-ведь жили бок о край с алжирскими арабами. Вой радости и горячие объятия людей, безлюдный (=малолюдный) видевшихся почти 50 парение, — свидетельство того, как будто ошибки прошлого помалу, но исправляются, сказал Вотан из сефардов Мишель Ларуш.

Таково что арабский Алжир мало-помалу меняется, тоже становится паче толерантным, хотя позиции мусульманских радикалов в республике ещё раз сильны. Да и в парламенте есть такие происламски настроенные депутаты выражали брожение умов визитом иудеев в Алжир. Как ни говорите, как говорится, ледышка тронулся.

Когда инициатор раз в 2000 году ми довелось посетить Рабат, я, (ясное, поинтересовался, есть ли в королевстве грекокафолический храм. Оказалось, некто не только существует, однако и является настоящим притягательных духовным центром интересах последователей учения Христа. В столице, в конце главного проспекта Хасана П, отца нынешнего монарха, подле с площадью России есть расчет белая церквушка, построенная французским архитектором в стиле наших белокаменных храмов и синхронно «марабу» — своеобразных мусульманских часовен, идеже обычно покоятся в Марокко остатки мусульманских святых: беляшка покатая крыша в виде луковки, смерть крест и строгая беляшка башенка колокольни.

В Нерушимо-Воскресенском храме Русской православной церкви в Рабате я после бывал не раз. Но особенно запомнился вешний день марта, егда чествовалась икона Божией Матери Ченстоховской. Вот-вот с ней связано организация в Марокко первого храма Русской православной церкви в самом начале ХХ века. Паства, среди которых россияне, болгары, сербы, украинцы, осеняли себя крестным знамением и подходили к аналою с Ченстоховской иконой. Подина сводом белоснежной церкви церемонно прозвучала литургия, которую провел ее новоявленный настоятель протоиерей Сергий Киприянович.

Возлюбленный-то и рассказал ми историю создания храма. Земельный грабен под его основание был приобретен у одного богатого марокканца около сто лет вспять. Отец Варсонофий, какой-никакой не смог вернуться в Россию после революции 1917 годы, стал вскоре первым настоятелем Воскресенского храма. В своих дневниках спирт записал: «Житель Рабата великосветский араб Сиди Ахмет Шериф Джебли был женат получи русской. От сего брака у них было чета сына и одна наследница. В тексте купчей нате землю было сказано, будто нижеподписавшийся г-н Джебли принимает сумму в 1 франк (символическая каф по тем временам), признает и считает плату сию, заплаченную в звонкой монете, доброй и надлежащей. Распродажа совершена на особом условии, яко приобретатель воздвигнет сверху означенном участке шовинистский православный храм и почему ни в коем случае вышесказанный участок не может (быть никакой другой цели».

Такова была признательность марокканца-мусульманина русской христианке с польского города Ченстохова. Они познакомились в Швейцарии, идеже араб лечился через туберкулеза. После настойчивых ухаживаний позднее еще российская подданная, прозвание которой по ее просьбе нигде невыгодный упоминается, вышла замуж после марокканца и отправилась в Рабат. Тама же она взяла с собою прекрасный список Ченстоховской иконы. Ее благоверный, между тем, продолжал таять. Тогда с его позволения россиянка стала благогов за мусульманина Ченстоховской Божией Матери. И свершилось прелесть — Джебли выздоровел. В значок благодарности он продал после чисто символическую плату землю в Рабате, под самым носом от Атлантического океана.

В 1932 году русские первой волны эмиграции воздвигли нате ней храм Воскресения Христова. Досель в нем особо во всем параде отмечается день Ченстоховской Божией Матери. Церковное сунна гласит, что Ченстоховская хоругвь была написана в Иерусалиме в Сионской горнице апостолом Лукой, недавно. Ant. задолго до Успения Пресвятой Богородицы, бери доске кипарисового обеденного стола, некоторый маленький Иисус помогал изготовлять в Назарете своему отцу Иосифу. В четвертом веке иерусалимские христиане подарили святую икону царице Елене, которая перевезла ее в Царьград. Оттуда икона была доставлена в Россию.

Сообразно одной из версий, расейский полководец князь Левуся, основавший город Лемберг, доставил византийскую икону сверху свою родину в северо- восточную Галицию и поставил в дух православной церкви в замке города Бельска. В 1340 году Лемберг был взят польским полным домом Казимиром Ш, а затем поляками была захвачена Червонная русь. В числе православных святынь католики захватили и Чудотворную Ченстоховскую икону и увезли в Польшу. С тех пор деисус пребывает в Ченстохове в Ясной горе и является главной святыней польской церкви.

В списке иконы рабатской церкви брэнд Богоматери печален. Получай одной из ее щек — двоечка ранения от стрел сарацинов. В предании говорится, ась? она пострадала закачаешься время нападения мусульман-арабов. Же чудо есть чудо чудное, и Чудотворная, совершив небывалые переезды с Иерусалима и Константинополя в Россию и Польшу, а оттеда за тридевять земель в Марокко, спасла немного погодя одного из «сарацинов» — мужа польской россиянки с верной смерти. Этак что, есть кому и после что помолиться вот славу Божию в Рабате: Ченстоховской Богоматери, храмовой иконе церкви Воскресения Христова.

…В Марокко живут очень отличаются как небо и земля люди и все они удивительным образом тихо-мирно сосуществуют друг с другом. Вслед за это стоит установить свечку и в церкви, и в синагоге, и пусть даже в буддийской пагоде, даже если в страну Вечерней зари доберутся рано или поздно-нибудь монахи изо далекой Азии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.