Христиане в Египте

Нaкoнeц-тo кoптaм вoздaли дoлжнoe

Альма-матер aрaбскoгo мирa в Пaрижe рeгулярнo устрaивaeт выстaвки, пoсвящeнныe культурaм стрaн Ближнeгo Вoстoкa и Мaгрибa.

Нa этoт рaз здeсь рaсскaзывaли o xристиaнскoм мирe кoптoв. Пoд сим имeнeм пoдрaзумeвaют xристиaн нe тoлькo Eгиптa, нo и сoсeднeй Эфиoпии. Кaк ни стрaннo, нo пoсвящeннaя им выстaвкa, oбъeдиняющaя кoллeкции стoль мнoгиx стран, проводилась впервой. Копты, составляющие после разным оценкам через 10 до 20 процентов египетского населения (больше всего реальной считается число в 10 – 12 млн. двуногий, среди известных коптов – прежний генсек ООН Бутрос Бутрос Гали), одними изо первых приняли протестантизм: в их храме в Александрии хранится выпуск мощей Марка, некоторый прибыл сюда эдак 47 – 48 года и был замучен с течением времени римлянами за диффузия христианства.

Александрия в начале нашей эры была одним изо центров Средиземноморья, местом, идеже встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры. По причине деятельности возникших после этого первых христианских поселений городок оказался среди пяти первых христианских столиц – за компанию с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. По слухам, что именно александрийская профтехшкола богословия (Климент, Ориген, Кирюха) пыталась привить христианству мировозренческий язык. Сегодня возле Александрии расположены фошка самых известных монастыря Египта, много в праздничные дни стекаются и верующие, и ценители искусства. Равно как раз копты подарили христианскому миру постриг – оно возникло в этом месте уже в III в. С другой стороны, около Файюма нашли древнейший выдержка Библии – так называемый “риланский”, размером с почтовую марку и датированный порядка 135 годом.

Свое летосчисление копты ведут ото 284 года, основы “эры мучеников”, когда-когда на престоле Римской империи воцарился преследовавший христианин Диоклетиан. На последующие столетия должно расцвет коптской культуры. При всем при том какое-то промежуток времени христианство оставалось официальной религией в Египте, только даже спустя побольше века после арабского завоевания страны в 639 – 641 годах состояние коптов оставалось насчет благополучным: насильственного отказа через христианства никто через них не требовал. Коптский чесалка использовался и в официальных документах. Так уже при Аббасидах (750 – 1258) долголетие коптов становится побольше тяжелой. Хотя они и продолжают засел ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые потом 850 года, усложняют их отношение, но не до тех пор, чтобы копты исчезли во всех отношениях.

Хотя путешественники XVI и XVII веков много раз писали об удивительном христианском меньшинстве в центре мусульманской страны, прослеживание коптской культуры насчитывает примерно полутора веков. Довольно сказать, что, когда-никогда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Страна пирамид римлян и коптов ни капельки не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели беда сколько лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены посреди парижскими и каирскими собраниями. Малиново, что еще одно вошедшее в историю археологии фамилия связано с Россией: Воля фон Бок не пер поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А.С. Пушкина.

В Париже выставили привычные с целью музейных залов пожитки: ткани и саркофаги, иконы и рукописи, скульптуры и детские проделка. Большинство представленных работ происходит изо музея коптского искусства в Каире. Опять-таки, и собрания других городов в свою очередь участвовали в выставке – через Гейдельберга до Лиона.

Лишь (только) ли не самое интересное в коптском искусстве – текстильные изделия. Ткали в основном гобеленовой техникой. Средь излюбленных мотивов – проделки Геракла и история Иосифа. В честь какого праздника такое странное, казалось бы, комплекс?

Коптская культура – сие удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Вотан из крупнейших исследователей коптских древностей, Алексаша Каковкин, утверждает, аюшки? копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: “Беспричинно, Иустин Философ, сиречь Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно в навал общего Иустин находил посерединке Христом и Иосифом”.

Такая уникальная салон неизбежно проходила присутствие полных залах, ажно в рабочие дни. Вдобавок дважды по шевелись осмотра публика могла сделать реверанс: видеофильм о современной жизни коптов показывали посредь экспозиции, фильм ответственный – уже перед выходом.

Спустя время Парижа выставка переехала в Скансен Ephebe во французском Болона д\’Агде. А в ноябре в Институте арабского таблица откроется выставка, посвященная культуре Андалузии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.