В Aмeрнe нaxoдятся руины oднoй из дрeвнeeгипeтскиx стoлиц — Axeтaтoнa, т.н. «Гoризoнтa Aтoнa». Этo гoрoд Эxнaтoнa и eгo жeны, лeгeндaрнoй Нeфeртити. Здeсь пoвсюду присутствуeт рoспись, нe xaрaктeрнaя для искусствa Дрeвнeгo Eгиптa. Aмaрнa – уникaльный пaмятник eгипeтскoй истoрии.
Oбщaя инфoрмaция oб Aмaрнe
Aмaрнa, или Тeль-эль-Aмaрнa, — стoлицa oднoгo из сaмыx извeстныx eгипeтскиx фaрaoнoв, Эxнaтoнa, и цaрицы Нeфeртити. Фaрaoн Эxнaтoн пoжeлaл ввeсти нoвую рeлигию, прeдстaвляющий сoбoй мoнoтeистичeский культ Aтoнa, eдинoбoжиe, пoклoнeниe бoгу-сoлнцу. Пo этoй причинe oн рeшил пoстрoить нoвый гoрoд в чeсть eдинoгo бoгa. Нa eгo стрoитeльствo ушлo лишь нeскoлькo лeт, нo дoстaтoчнo мнoгo дeнeг. Нe смoтря нa всe усилия Эxнaтoнa, гoрoд был зaбрoшeн пoслe eгo смeрти, и стaрaя рeлигия зaнялa прeжниe пoзиции в гoсудaрствe.
Сeгoдня здeсь мoжнo увидeть oстaнки дoмoв и xрaмoв, стeл и двoрцoв. В Aмaрнe тaкжe нaxoдятся грoбницы, oднa из кoтoрыx былa построена Эхнатоном для себя, а потом стала усыпальницей для его дочери. Повсюду в Амарне присутствует особая роспись, которая представляет эту короткую, но значительную эпоху в истории Египта. Этот уникальный стиль называется «искусством Амарны» и является нехарактерным для периода фараонов изображением движения. Этот стиль также содержит много сцен из жизни королевской семьи.
История Амарны
История Амарны связана с именем Аменхотепа IV, вступившего на египетский престол в 1353 году до нашей эры. Через шесть лет после начала своего правления он решил порвать отношения с фиванским жречеством, которая в то время была наибольшей и самой влиятельной прослойкой общества, а также с прежней официальной религией. Именно Аменхотеп ввёл культ бога Атона, т.н. «единого животворящего Солнца». Сам себя Аменхотеп объявил верховным жрецом новой религии.
После этих событий фараон запретил все богослужения в честь Амона и других богов. Жреческие владения были полностью конфискованы, храмы — закрыты, а имена богов стирались со зданий. Новый правитель даже изменил свое имя с Аменхотепа (что означало «Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»). Вскоре фараон покинул столицу Фивы вместе со своей семьей, новыми жрецами, войском, ремесленниками, художниками и слугами.
Вниз по течению Нила фараон решил выйти на берег и основать город в том месте, где позже возникла будущая столица Египта. Именно здесь впервые было совершено жертвоприношение в честь бога Атона.
Эхнатон прекрасно понимал, что для постройки города на пустынном месте лишь большого количества людей будет недостаточно. Простая рабочая сила была использована для возведения отдельных зданий, а для их отделки были приглашены талантливые мастера, покрывшие поверхность храма Атона удивительными резными изображениями и различными надписями.
Во времена Эхнатона рядом с храмом был расположен главный дворец, ставший наибольшим гражданским зданием Древнего Египта. Храм занимал площадь 700×300 метров, без учета личных дворов и храма семьи фараона. Основная часть этого дворца, также как и храм Атона, была построена из белого камня.
Новый город с его храмами и дворцами, садами и парками, кварталами вельмож и прудами, был по праву объявлен «землёй бога Атона». Здесь изменился даже тип древнеегипетского храма.
В 1336 году до н. э. фараон Эхнатон умер. Многие египтологи считают, что он умер вследствие отравления, поскольку на одной из росписей в храме изображена картина покушения на Эхнатона. Пока эта версия событий не доказана.
После его смерти новые египетские фараоны вместе с фиванским жрецами пытались уничтожить память о своем предшественнике, и о его новом боге, а также о его столице, Амарне. Так, военачальник Хоремхеб, который занял египетский престол после трех преемников фараона Эхнатона, начал преследование памяти о нем и его боге. Именно Хоремхеб приказал разрушить город Ахетатон, который в то время уже был полностью покинут жителями.
В целом, город просуществовал еще 17 лет. Вскоре руины Ахетатона постепенно были занесены песком, и на несколько тысячелетий укрыты песком пустыни. Лишь небольшой храм на побережье Нила был реконструирован при XX и XXVI династиях. Римляне построили военный лагерь между руинами города и храмом Мару Атон. Копты (потомки фараонов и коренного населения Египта, исповедующие христианство) превратили в часовню одну из скальных гробниц, которая принадлежала верховному сановнику Нижнего Египта, Панехеси, «великому служителю Атона». Пристроив к ее фасаду стену и расширив одну из погребальных ниш, они превратили ее в баптистерий.
До 1880 года на месте бывшей столицы Египта находились сельскохозяйственные угодья, а рядом с ними были три небольшие деревни.
Открыт город фараона-реформатора был абсолютно случайно. В конце 19 века жительницей Телль-эль-Амарны были найдены несколько глиняных табличек с надписями. Она поняла, что это – те самые таблички, которыми так часто интересовались иностранцы. Женщина решила разломать таблички на несколько частей и предложила торговцам-перекупщикам купить их. Один из этих торговцев понял, что благодаря знакам, нанесенным на них, этот товар возрастает в цене. Так глиняные таблички времен Эхнатона попали в европейские музеи. Но многие ученые отнеслись к этим экспонатам довольно скептически. А вот сотрудники Берлинского музея смогли доказать подлинность этих фрагментов, а также скупили все письменные таблички, которые в то время уже оказались в разных частях света.
Археологические раскопки возле Амарны начались в 1891 году, ими руководил Ф. Питри. Он был химиком и математиком, а затем занялся коллекционированием древностей. В течение 50 лет он был, по его собственному утверждению, «землекопом с метром и теодолитом в руках». К сожалению, Питри, ранее отличившийся открытием многих памятников египетской архитектуры и истории, потерял интерес к раскопкам в Амарне.
Лишь через 16 лет, в 1907 году, раскопки были продолжены при содействии Германского восточного общества. Руководил раскопками Людвиг Борхардт, который известен открытием знаменитого бюста Нефертити.
Исследования в эль-Амарне были прерваны из-за начала Первой мировой войны, но после ее окончания поиски возобновились.
Культурное значение Амарны
Сегодня в Амарну едут только туристы. Египтяне опасаются этого места, считают его неблагополучным. Масла в огонь подливают местные авторы школьных учебников истории, которые представляют события, происходившие здесь, как отступничество Эхнатона, его предательство.
Посмотрев на руины этого города, трудно понять его былое величие. Для этого стоит отправиться в Каирский музей, где хранятся экспонаты, извлеченные археологами из-под руин Амарны.
Этот город дал начало новому периоду в истории искусства Древнего Египта. В живописи этого периода нашла отражение перемена религиозной жизни. Одним из главных мотивов искусства Амарны стал так называемый “поиск истины”, выраженный в его реалистической направленности.
Текущее состояние Амарны
Руины Амарны состоят из нескольких современных деревушек, главными из которых являются Эль-Хаг Кандиль на юге и Эль-Тиль на севере.
От былого величия Амарны остались лишь следы дворцов, храмов и домов. С гробниц на склоне скалы открывается удивительный вид на равнину. В Амарне присутствует своеобразная меланхолическая красота, но все ее красоты, в том числе барельефы, росписи и скульптуры давно перенесены в египетские и мировые музеи.
Где находится Амарна
Руины Амарна (Эль-Амарна, или Тель-Эль-Амарна) нахадятся на восточном берегу Нила, в 300 км южнее Каира и в 58 км к югу от Эль-Минья. До Луксора расстояние больше – 400 километров на север.
В Эль-Минье можно взять такси до парома на западном берегу и переправиться к деревне Эль-Тилль. Руины Амарны находятся непосредственно за деревней. Доступ к древнему городу бесплатный. В Эль-Тилль можно взять напрокат трактор или ослика для посещения гробниц, находящихся в 4 км на восток. В эти гробницы вход платный, посещение разрешено с 7.00 до 17.00.
Как добраться до Амарны
Самостоятельно передвигаться по территории Египта достаточно тяжело, тем более, что путешествовать туристу одному запрещено. Как правило, таких любителей приключений отправляют в отель, а в худшем случае – депортируют из страны без права въезжать в Египет в течении года. Поэтому, даже не смотря на теоретическую возможность доехать до Амарны самому, лучше воспользоваться услугами туристической фирмы.
В Амарну обычно предлагают ехать из Каира или Луксора с однодневной экскурсией, в которую также включено посещение гробниц Бени-Хасан и в Туна эль-Гебель, некрополь Гермополиса Великого.
Есть и более длительные экскурсии: 11-дневный тур вдоль Нила или поездка почти на месяц по всему Египту.
Чтобы попасть в центральную и северную часть Амарны, необходимо доехать на туристическом пароме до станции Эль-Тилль. До южных гробниц можно добраться на пароме до станции Эль-Хагг Кандиль. Более надежным способом является автомобильная поездка от Дейр-Мавас по дороге к деревне Бенни-Амран, которая находится в 1,75 км от парома. В Дейр-Мавас есть также железнодорожная станция. В Эль-Хаг-Кандиль взять машину напрокат практически невозможно.
Заключение
К сожалению, Амарна сегодня уступает по популярности Луксору, Каиру и Гизе. Но посетить ее все же стоит. Именно здесь началась новая веха в истории Египта, впервые были созданы постулаты единобожия, а искусство приблизилось к реалистичности.
Собираясь в путешествие в этот древний город, лучше заранее определиться, какие достопримечательности Вы хотите еще посетить в ходе этой поездки, поскольку лишь Амарна не составит полной картины понимания египетской истории.