Мастаба

Мaстaбa – этo рaзнoвиднoсть грoбниц знaти и пoтoмкoв цaрeй в дрeвнeм Eгиптe, пoстрoeннaя в видe усeчeннoй пирaмиды. Иx стрoитeльствo oтнoсится кo врeмeни цaрствoвaния пeрвыx динaстий фaрaoнoв и Дрeвнeгo цaрствa.

Мaстaбы сoстoят из двуx пoдзeмнoй и нaзeмнoй чaстeй. В пoгрeбaльнoй кaмeрe, кoтoрaя прeдстaвлялa сoбoй пoдзeмный кoлoдeц, нaxoдилaсь мумия умeршeгo. Вxoд в этoт склeп был зaмурoвaн. В нaзeмнoй чaсти нaxoдились пoмeщeния, кoтoрыe испoльзoвaлись в ритуaльныx цeляx. Oбязaтeльнo в мaстaбe присутствoвaлa лoжнaя двeрь, нa кoтoрoй в пoлный рoст изoбрaжaлся пoгрeбeнный. Чeрeз нee пoкoйный мoг якoбы выxoдить и вoзврaщaться.

Мaстaбы кaк чaсть пoгрeбaльнoгo культa в дрeвнeм Eгиптe.

Дрeвниe eгиптянe вeрили, чтo пoслe смeрти сущeствуeт зaгрoбнaя жизнь. Сoглaснo прeдaниям чeлoвeк сoстoял из нeскoлькиx сущнoстeй. Жизнeннaя энeргия Кa слoвнo тeнь сoпрoвoждaлa человека всю его жизнь, а после смерти покидала тело, но оставалась рядом с ним. Душа Ба, покинув умершего, птицей взлетала на небеса и представала перед судом бога загробного царства Осириса. Праведники могли рассчитывать на вечную беззаботную жизнь в загробном мире. Важным условием для этого было сохранение физического тела и предотвращение его разложения. Для этих целей тела умерших в древнем Египте бальзамировали.

Мумификация тела – это важный религиозный ритуал. Бальзамировщики принимали образы царя Анубиса и сыновей Гора, при совершении ритуала их окружали плакальщицы в образах богинь Нефтиды и Исиды. Сам умерший отождествлялся с богом Осирисом. После извлечения из тела умершего внутренностей и обработки различными маслами, порошками и другими материалами, его опускали на определенный срок в специальный раствор. Затем мумию бинтовали и на грудь клали амулет в виде скоробея, обеспечивающий воскрешение в загробном мире. Затем умершего помещали в гроб, внутри которого были изображены божества, сопровождающие покойника в царство мертвых Дуат.

Поначалу хоронили в обычных ямах, которые перекрывали ветками, сверху насыпали небольшой холмик из песка и камней. Позднее ямы расширились и укрепились, а вместо холма стали строить похожие на дома помещения – мастабы. Несколько таких мастаб состоятельных людей образовывали целые города мертвых, которые обслуживали жрецы, бальзамировщики, художники, ремесленники, управляющие, охранники. Бедняков так и продолжали хоронить в погребальных ямах в пустыне.

Конструкция и архитектура мастаб.

Поскольку мастабы предназначались с одной стороны для погребения царей и

знати, а с другой стороны для совершения молебнов и жертвоприношений, они состояли из двух частей. Надземная часть представляла собой четырехугольное сооружение с плоской крышей. Стены из необожженного кирпича или камня были ориентированы строго по частям света. Дверь была обращена на запад и над ней – молитва Анубису с прошением помочь умершему по пути в загробный мир. Перед дверью иногда строили перистиль – дворик, окруженный со всех сторон колоннами.

Большую часть наземного помещения составляли молельни, которые были всегда доступны для посещения. В восточной части молельни обязательно была ниша с ложной дверью, через которую дух покойного мог входить в молельню и другие помещения. В южной части молельни располагалось узкое закрытое со всех сторон помещение со скульптурой умершего, в которую мог вселяться его дух, и через окошки, выбитые в стене, наблюдать за ритуалами. На стенах молелен и камер были изображены расцвеченные рельефы с картинами земной и загробной жизни. Могло быть высечено тысячи фигур и мелких деталей с изображением сцен труда, домашнего быта или развлечений, а также связанных с общественным положением умершего. Кроме того были рисунки с изображением путешествия по загробному миру. Рельефы сопровождались пояснительными текстами. В надземной части мастабы могли также находиться камеры для погребения членов семьи умершего царя или вельможи.

Под землей на глубине от двух до десяти метров располагалась погребальная камера. Стены камеры обкладывали кирпичом или камнем, а сверху укрепляли массивными бревнами. В некоторых мастабах погребальные камеры были размером всего метр на метр, и тело помещалось в них наискось. Большие камеры были в длину 10-12 метров и в высоту 2-4 метра. Стены камер украшали рисунками, штукатурили, либо гладко шлифовали. В небольшую прихожую перед камерой вела отвесная шахта, по которой спускали гроб.

В западную часть погребальной камеры еще при строительстве помещали каменный саркофаг для гроба с мумией. Предметы погребальной утвари: посуду, еду, одежду, украшения, мебель,- раскладывали подле саркофага или помещали в отдельно построенное небольшое помещение. После обряда погребения, на дно шахты опускали каменную плиту, после чего шахту засыпали гравием и песком. Погребальная камера оказывалась замурованной навечно.

Мастабы как памятники истории и культуры.

Наибольшее количество мастаб было обнаружено при раскопках вокруг гробниц фараонов в Сакаре и Гизе. В этих мастабах была захоронена знать и приближенные к царям египтяне, которые даже после своей смерти желали находиться рядом со своим правителем.

Бедным египтянам не позволялось хоронить своих родственников около гробниц царей и знати. Достаточно было того, что многочисленная прислуга, ремесленники и земледельцы изображались на рельефах в мастабах знатных людей.

Мастабы высокопоставленных вельмож составляли почти целый город с кварталами и улицами. Царский некрополь в Гизе является самым грандиозным археологическим комплексом в Египте. До наших дней сохранились скульптуры, росписи и рельефы, относящиеся к шедеврам мирового искусства. К наиболее ценным памятникам живописи эпохи Древнего царства относится изображение гусей в гробнице Итет в Медуме. Большую культурную ценность представляют и скульптуры, обнаруженные в мастабе членов семьи фараона Снофру.

Наряду с раскопками в Гизе славятся археологические памятники на севере Саккары. Деревянные рельефы гробницы писца Хесира представляют собой уникальные произведения искусства времен третьей династии, также как и барельеф самого писца. К эпохе 4-й династии принадлежит группа скульптур Неферхотепа и его жены. Большой интерес представляет и скульптура писца, сидящего с папирусом на коленях. Кроме того в мастабах Саккары найдено множество статуэток ремесленников и земледельцев.

Архитектурные памятники, ценнейшие произведения живописи и скульптуры, несомненно, обогатили опыт последующих цивилизаций и культуру современного мира.

Наиболее известные древнеегипетские мастабы.

Одной из самых больших и красивых захоронений в Сакаре является мастиба Ти.

Рельефы и росписи, обнаруженные при раскопках этой гробницы и представляющие большую художественную ценность, описывают земную и загробную жизнь Ти, а также быт египтян в его владениях. Из самых интересных рисунков можно выделить: Ти на охоте, обработка статуй, кормление гусей, постройка лодки, рыбалка, приготовление пищи, сбор урожая.

Неподалеку от этой мастабы находится некрополь Серапеум с захоронением священных быков Аписов.

Мастаба, которая принадлежала жрецу Пта-Хотепу и его сыну — визирю Ахти-Хотепу, отличается разноцветными рельефами, находящимися на разной стадии завершенности. На рисунках изображены сцены из повседневной жизни, религиозных и погребальных обрядов, сопровождаемые надписями. Самые примечательные изображения Пта-Хотепа, где ему делают педикюр и маникюр.

Мастаба попечителя волхвов Кагемни, который служил надсмотрщиком при строительстве пирамиды Тети и к тому же был зятем фараона, отличается лучшими сохраненными изображениями животных и птиц. В гробнице также представлены рельефы с описанием повседневной жизни Кагемни. Необычное в этой мастабе – углубление для солнечной ладьи на крыше. Обычно подобные места для солнечных кораблей размещали только в гробницах фараонов и не на крыше. При раскопках мастабы Кагемни було обнаружено много погребальной утвари и саркофаг, которые сейчас хранятся в каирском музее.

Впечатляет своими размерами мастаба Меррука, женатого на старшей дочери фараона Тети – Сешсешет. Гробница разделена на три части: для самого Меррука, его жены и сына, и состоит из 32 комнат. В самой обширной комнате, окруженной шестью колоннами, находится статуя Мерруки в полный рост.

Заключение.

Поскольку в древнем Египте значительную роль уделяли заупокойному культу, строительство мастаб представлялось необходимым и важным условием обеспечения комфортной загробной жизни умершим сановникам.

В наше время мастабы привлекают к себе внимание как великие памятники истории, архитектуры и вместилище ценнейших произведений искусства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.